Россия и Индия: работа на опережение
Саммит БРИКС, прошедший в октябре на Гоа, не только укрепил партнёрские отношения между странами клуба, но и открыл новые возможности развития транснационального сотрудничества в области железнодорожного транспорта.
В рамках саммита президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров и министр железных дорог Индии Суреш Прахбу подписали протокол о сотрудничестве в сфере скоростного железнодорожного сообщения. В соответствии с документом стороны намерены провести совместное исследование по повышению скоростей движения пассажирских поездов на существующем железнодорожном участке между городами Нагпур и Секундерабад длиной 575 км до 200 км/ч.
Модернизация железнодорожной сети – одно из основных направлений развития индийской экономики. В Нью-Дели сознают необходимость улучшения транспортного сообщения между крупными городами и штатами.
Заявление Президента России Владимира Путина о необходимости создания Энергетического агенства БРИКС вкупе с контрактами, подписанными ВТБ и «Роснефтью» с Министерством энергетики Индии, заставляет задуматься о возможности использования железных дорог России и Индии для транспортировки нефти. Конкретный сигнал к действию уже получен. «Наша компания обладает полным набором компетенций, технологий и ресурсов, необходимых для реализации проектов строительства и реконструкции железных дорог за рубежом. Компания осуществляет управление железнодорожными системами в других странах. Кроме того, на международном рынке активно востребованы наши консалтинговые услуги и услуги по подготовке кадров», – отметил Олег Белозёров во время выступления на заседании Делового совета БРИКС.
Перспективы сотрудничества с Индией обширны – железнодорожная инфраструктура этой страны требует огромных инвестиций и желания иностранных партнёров вкладывать средства в проектные и строительные работы. Индия и Россия смогут преодолеть экономические трудности только тогда, когда вместе будут отвечать на вызовы глобальной экономики, удовлетворяя собственные национальные интересы и продвигая положительный образ своей страны в государстве-партнёре. Россия и Индия в начале большого пути, где темпы сотрудничества не должны отставать от мировых трендов. В данном случае контакты железнодорожных компаний работают на опережение, создавая условия для более тесного партнёрства.
Проект по концессии
ОАО «РЖД» и правительство Ямало-Ненецкого автономного округа подписали соглашение о совместной реализации проекта по строительству железнодорожного Северного широтного хода Обская – Салехард – Надым – Хорей – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево и прилегающей инфраструктуры. Реализация проекта будет осуществляться с привлечением средств частных инвесторов по концессионной схеме.
«Для ОАО «РЖД» это будет первый проект по схеме концессии. По сути, компания делает реальный шаг в сторону государственно-частного партнёрства в области строительства железнодорожной инфраструктуры. Мы рассчитываем не только на успешную реализацию крупнейшего транспортного проекта на севере страны, но и на дальнейшее распространение этой модели сотрудничества в строительстве других инфраструктурных объектов», – отметил президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров.
Подготовлен комплект документов о заключении концессионного соглашения, который будет направлен на рассмотрение в Правительство РФ для принятия решения о заключении концессии.
После заключения концессионного соглашения концессионер за счёт собственных и привлечённых средств построит железнодорожную часть мостов через реки Обь и Надым с подходами, а также участок дороги Салехард – Надым (Хорей). ОАО «РЖД» возьмёт на себя реконструкцию железнодорожного участка Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево.
Администрация ЯНАО выступит инвестором строительства автомобильной части моста через Обь и предоставит необходимую проектную документацию. Также регион предоставит в федеральную собственность земельные участки, необходимые для строительства магистрали, и обеспечит доступ строителей к водным объектам и лесным участкам, предоставит льготы по налогу на имущество.
Строить Северный широтный ход планируется с 2018 по 2022 год. Общая протяжённость линии – 707 км. Прогнозируемый объём перевозок составит 23,9 млн тонн – преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы.
За импорт компенсировать не будут
С 1 января следующего года из бюджета Фонда социального страхования (ФСС) государство будет компенсировать работодателям расходы на закупку спецодежды и средств индивидуальной защиты (СИЗ), произведённых в России.
Ещё жёстче станет требование к спецодежде. С 1 августа возмещать расходы на её покупку можно будет лишь при условии, что она сделана из «тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является РФ». При этом об ограничении предприятий в выборе средств защиты речь не идёт. Те по-прежнему могут покупать необходимую им экипировку у любых поставщиков, включая зарубежных. Однако компенсации за иностранную продукцию, как это происходит сейчас, компания получить уже не сможет.
В Минтруде рассчитывают, что исключение импорта из номенклатуры закупаемых по ФСС средств индивидуальной защиты подтолкнёт работодателей к приобретению отечественной продукции. А повышенный спрос станет стимулом для российских производителей.
Сегодня практически вся спецодежда и дерматологические средства защиты, которые используют РЖД, выпускаются в стране. Например, респираторы и защитные каски для работников путевого хозяйства и хозяйства электрификации и электроснабжения раньше закупались у зарубежных компаний, а теперь многие из них локализовали своё производство в России.
Однако с некоторыми видами и элементами защитной экипировки могут возникнуть сложности. Это касается тех СИЗ, которые не выпускаются в России. Например, активные наушники, которые в том числе используют железнодорожники, работающие в условиях повышенного шума, а также средства защиты от падения с высоты. Со спецодеждой перспективы тоже туманны. Ссылаясь на недостаток в стране сырьевой базы, производители массово импортируют материалы из-за границы. Это касается даже основных тканей, но особенно остро стоит вопрос с инновационными материалами. К примеру, для производства костюмов с повышенной защитой от термической составляющей электродуги, которыми пользуются в хозяйстве электрификации и электроснабжения, требуется импортное волокно. Именно поэтому ещё на этапе общественного обсуждения документа предлагалось отделить высокотехнологичные средства индивидуальной защиты, не имеющие отечественных аналогов, от прочих и не привязывать их покупку к стране производства. Тем не менее приказ Минтруда вышел без учёта этих предложений.
НЕ ПРОСТО СЛОВА
«ОАО «РЖД» может с полным правом гордиться достигнутыми результатами: обеспечена безубыточная деятельность компании, снижена тарифная нагрузка на экономику, на предприятиях отрасли растёт производительность труда. Сегодня перед вами стоят не менее важные цели. Это прежде всего увеличение объёма перевозок, разработка и внедрение современных высокотехнологичных транспортных продуктов, повышение качества обслуживания и уровня комфорта пассажиров, расширение линейки предлагаемых услуг. И, конечно, нужно активнее использовать в своей работе передовой зарубежный опыт, современные логистические и управленческие схемы, достижения отечественной науки, конструкторской и инженерной мысли
».
Владимир Путин,
Президент России
(Из поздравления работников ОАО «РЖД» с Днём железнодорожника)
«Обязательно будем поддерживать даже в непростых условиях ключевые железнодорожные стройки. Помимо Москвы и Московского кольца это и Дальний Восток, и Восточный полигон, и ряд других направлений, и южные наши направления. В этом году в общей сложности инвестиции в эти проекты составили 194 млрд руб., в том числе более 120 млрд – государственные. Это значительные средства, которые пошли на развитие «Российских железных дорог». Результат есть, совсем недавно открыто Московское центральное кольцо, ряд других направлений развивается, строится. Мы не можем себе представить ситуацию, когда в нашей стране не будут развиваться железные дороги. У нас страна самая большая в мире, поэтому не сомневайтесь – инвестиции будут
».
Дмитрий Медведев,
премьер-министр России
(из стенограммы встречи с работниками моторвагонного депо Подмосковная)
«Можно было бы изучить вопрос о возможности создания в перспективе сети высокоскоростных магистралей и согласовать общие подходы на евразийском пространстве
».
Максим Соколов,
министр транспорта России
(из выступления на форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана в Астане)