Суммированный эффект
Людей, живущих в больших городах или небольших посёлках, не сильно волнует конкуренция между различными видами транспорта. Главное, чтобы он был доступен и комфортен, а поездку, будь то на работу, учёбу, дачу или в гости, было бы легко спланировать и осуществить.
В момент обсуждения создания пригородных железнодорожных компаний не раз озвучивались предложения о создании предприятий с участием не только железнодорожников, но и автобусных парков. Правда, идею так и не реализовали. Каждого интересовали свои проблемы: пассажиропоток, тарифы, льготы, маршруты. И сегодня конкуренция между пригородным железнодорожным и общественным транспортом сохраняется, но всё чаще стороны пытаются решить проблему транспортной доступности населения совместными силами. Игроки транспортной отрасли ищут пути для развития своего бизнеса, не забывая при этом об интересах пассажиров. Интермодальные перевозки, где пригородный железнодорожный транспорт и автоперевозчики выступают партнёрами, уже не редкость в России. Впрочем, и здесь предстоит ещё немало работы.
Другая сторона синергии – решение проблем крупных городов, транспортные артерии которых запружены автотранспортом, а пробки перестали быть характерной чертой только Москвы. И здесь на помощь городским властям и жителям пришла городская электричка: быстрый, экологически чистый транспорт, который практически не зависит от погодных условий и пробок, курсирует точно по расписанию. В ряде городов тариф на проезд в поезде приравняли к общественному транспорту, синхронизировали по времени электрички и муниципальные автобусы, открыли перехватывающие парковки для автомобилистов и транспортно-пересадочные узлы.
Самым масштабным проектом 2016 года стало открытие в сентябре движения поездов «Ласточка» по Московскому центральному кольцу. Менее чем за два месяца эксплуатации услугами нового вида транспорта в столице воспользовались порядка 9 млн пассажиров, что свидетельствует о высокой востребованности «наземного метро» и даёт повод говорить о его рентабельности.