Трибология и инновации

Трибология и инновации

Говорить о пользе инноваций, равно как и об объективных трудностях их внедрения, – всё равно что «агитировать за советскую власть», как бы выразились в прошлом веке. Впрочем, чтобы с успехом преодолеть безнадёжное сопротивление устаревших моделей хозяйствования, становится важно рассмотреть врага «в лицо» и попытаться понять, почему та или иная отрасль выходит «на тропу войны» с инновациями и готова в прямом смысле пожертвовать своим будущим ради увядающего на глазах настоящего.

Безусловно, первым и самым прочным «материальным» барьером на пути инноваций выступает, собственно, производство. Купленные ещё сравнительно недавно, порой за драгоценную валюту, станки и оборудование вполне способны ещё не один десяток лет производить качественную продукцию, отвечающую всем утверждённым правительством стандартам. А тут некий «перспективный рынок» требует его замены и новых инвестиций в модернизацию предприятия, что неизбежно должно повлечь и смену инженерной команды на предприятии. Кроме того, на большинстве промышленных предприятий технологический цикл, да и сами технические стандарты нацелены прежде всего на обеспечение стабильности, устойчивости производственного процесса предприятия, надёжности проверенных годами технологических приёмов и устройств, эксплуатация которых отлажена практически до автоматизма. Инновации, а ещё пуще процесс их внедрения могут нарушить устойчивость системы, привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до социальных, что становится одним из самых весомых аргументов против любых сколько-нибудь радикальных перемен.

Однако инновации неотвратимо угрожают внедриться не только в производственный процесс, но и в традиционные вотчины человека: в сферу управления персоналом и материальными ресурсами предприятий, организацию производственно-логистических процессов и, безусловно, в область маркетинговых инструментов, наносящих самый разительный урон прежним стандартам управленческого и организационного уклада. Развивающиеся семимильными шагами технологии связи, автоматизации ручного труда, вплоть до беспилотных транспортных средств, повсеместная «уберизация» крупных сегментов экономики, при которой целые секторы сферы услуг могут быть с успехом заменены бесплатной программой для смартфона, – всё это уже завтра может полностью изменить реальность и сместить массовый потребительский спрос в сегодняшние «узкие ниши». Всё это не может не пугать опытных топ-менеджеров и их инвесторов, успешность подходов которых подтвердилась в последние два десятилетия. Эксперты предрекают вымирание целых профессий, а значит, и целых видов бизнеса. Одновременно это влечёт за собой появление новых сфер, привлекательных для «инновационных инвестиций», хотя вероятность их успеха пока сравнима с выигрышем в лотерею.

Впрочем, главная битва с инновациями должна состояться на ещё более высоком уровне – на уровне мировоззренческом. Авторы нынешнего номера журнала «Пульт управления» рассказывают и рассуждают не только о «приземлённых» тенденциях инновационного развития нашей страны в сфере технологической модернизации, но и о своеобразных «инновациях в мышлении» – новых подходах, с которыми станет возможно оперативно удовлетворять постоянно возникающие инновационные потребности клиентов.

Исход этой войны, конечно же, предопределён по всем фронтам, инновации рано или поздно победят инерцию, другой вопрос: какова будет цена этой победы? Возможно, в данном случае противнику лучше сдаться сразу, чем после долгой мучительной осады?

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru