Компания уделяет всё больше внимания условиям труда и безопасности железнодорожников
Ориентируясь на рамки, которые сегодня определяет работодателям государство, они должны формировать свою самостоятельную внутреннюю систему управления охраной труда.
Ответственность ценою в жизнь
В последние годы законодательство в сфере охраны труда претерпело немало изменений. Новые нормы и положения, по мнению Минтруда, должны приучить работников и работодателей к мысли о том, что формальный подход к данной проблеме в конечном итоге может стоить человеку жизни.
Заместитель директора Департамента условий и охраны труда Пётр Сергеев сообщил, что, по данным Министерства труда России, 25% всех случаев смертельного травматизма явились следствием невыполнения тех или иных требований системы охраны труда. Он, в частности, сказал: «Все вносимые поправки в закон должны быть направлены на формирование культуры безопасности».
О культуре безопасности говорят и в ОАО «РЖД». По корпоративной статистике, причиной приблизительно 23% смертельных ЧП в компании стало нарушение трудовой дисциплины. «Это невыполнение должностных обязанностей, с одной стороны, и бесконтрольность – с другой», – отмечает начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля холдинга Дмитрий Раенок.
Примечательно, что и сами работники не отрицают, что причиной несчастных случаев нередко становится их безответственность.
«Несмотря на то что компания потратила значительную сумму на приобретение новой спецодежды, нельзя сказать, что работники в полной мере правильно применяют новые средства защиты», – отмечает Сергей Попов, начальник технического отдела Управления электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры. Сотрудники Центральной дирекции управления движением тоже признали, что в 94% случаев травмирование происходит по причине несоблюдения личной техники безопасности.
«Надо достучаться до работников, чтобы они осознавали ответственность за свою жизнь. А работодатель, в свою очередь, должен создать соответствующие условия труда», – считает Дмитрий Раенок.
Именно поэтому Минтруд стремится повысить ответственность работодателей. Уже этой весной должно вступить в силу подготовленное ведомством типовое положение о системе управления охраной труда. Документ даёт работодателям определённую свободу и гибкость в вопросе управления этой сферой у себя на производстве, позволяя формировать систему, способную реагировать на требования предприятия с учётом особенностей труда на конкретном производстве.
Между тем РЖД уже давно ведут разработку собственной нормативной базы.
«Имея опыт трёх полных циклов аттестации рабочих мест, этот опыт компания перенесла и на новую процедуру. Так, например, в ускоренные сроки был разработан ряд организационных документов, сопровождающих процедуру специальной оценки условий труда и методические документы. В частности, методика по проведению специальной оценки условий труда для наиболее массовых профессий: машинистов и помощников машинистов локомотивных бригад», – уточняет заместитель генерального директора ООО «ОЦПБ» Людмила Кузина. «Между тем уже неоднократно поднимался вопрос об изменении критериев оценки. Один из ведущих факторов – микроклимат – полностью выведен из этой процедуры. Выведены и значимые показатели напряжённости трудового процесса: интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, а также оценка режима труда и отдыха», – добавила она.
Внедрение в ОАО «РЖД» автоматизированных систем оценки профессиональных рисков и состояния охраны труда позволяет перейти от реактивной модели, когда работодатель реагирует на уже произошедшее ЧП, к проактивной, когда несчастный случай удаётся предупредить.
Тот факт, что условиям труда и безопасности железнодорожников уделяется всё больше внимания, подтверждает статистика. «За последние пять лет травматизм в системе железнодорожного транспорта снизился более чем в два раза», – отмечает председатель Роспрофжела Николай Никифоров.
Тем не менее свести травматизм к нулю, а именно такую задачу ставит президент компании, пока не удаётся: в 2015 году погибли 28 железнодорожников. Профсоюз периодически фиксирует разнообразные нарушения условий, в которых трудятся работники.
«Режимы труда и отдыха в путевом комплексе, у электромехаников и электромонтёров контактной цепи, СЦБ и связи заслуживают более серьёзного внимания. Сбои в движении, передержка «окон» – это дополнительное рабочее время. Отгулы дают в редких случаях, и у работников накапливается усталость, что, естественно, сказывается на качестве их труда», – говорит Николай Никифоров.
«Понятно, что хозяйство электрификации и электроснабжения имеет повышенный риск травмоопасности, – соглашается Сергей Попов, начальник технического отдела Управления электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры. – Особое внимание мы уделяем оценке рисков. Совместно с нашим отраслевым институтом разрабатывается методология оценки человеческого фактора при травмировании, методология оценки рисков для различных условий производственных работ. Эти методики будут внедряться и будут учитываться персоналом при выполнении тех или иных задач».
Степень риска во внештатной ситуации напрямую зависит от надёжности техники и уровня квалификации персонала. «Если техника надёжная и человек хорошо её знает, то во внезапно возникшей критической ситуацией он передаёт часть задач машине. И тем сам освобождает своё внимание для разрешения возникшей ситуации», – объясняет научный сотрудник Института психологии РАН Юлия Стрелкова.
«Наши исследования показали, что те машинисты, которые имеют большой опыт и хорошо знают свою технику, показывают самую высокую эффективность. Более того, их психофизические ресурсы расходуются значительно меньше в сравнении с теми, кто не доверяет машине. Последние сами выполняют все задачи, и ресурсы их организма истощаются гораздо раньше. А это влияет на скорость развития психологических и невротических заболеваний», – резюмирует эксперт.
Остро стоит вопрос и с организацией питания на фоне закрытия столовых, особенно в локомотивных депо.
«На уровень профессиональной заболеваемости существенное влияние оказывают условия труда: тяжесть труда, шум, вибрация, микроклимат, нерегулярный режим питания, большая доля ночного труда, психологическое, нервно-эмоциональное перенапряжение, связанное с личной ответственностью за безопасность движения », – отмечает начальник отдела лечебно-профилактической работы Департамента здравоохранения ОАО «РЖД» Владимир Быстров. «По состоянию на конец 2015 года на диспансерном учёте в НУЗ ОАО «РЖД» состояли около 1300 больных с ранее установленными профзаболеваниями. При этом болезни стали выявляться на более ранних стадиях», – резюмирует он.
Специалисты компании отмечают, что условия труда существенно отражаются на риске возникновения и прогрессирования целого ряда заболеваний, что ставит задачу поиска баланса, при котором одновременно обеспечивалось бы высокое качество работы и сохранение здоровья в процессе трудовой деятельности.
«Именно поэтому коррекция состояния здоровья работников должна осуществляться комплексно, начиная с профилактических мероприятий, включая диспансеризацию, иммунопрофилактику, медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение и мотивацию здорового образа жизни», – считает Владимир Быстров.
Культура безопасности
Недоукомплектованность инструментом и спецодеждой, недоведение рабочего места до санитарных требований – эти проблемы возникают периодически, даже несмотря на ту работу, которая ведётся в компании.
«Что касается головных структур, у профсоюза претензий нет, но в разрезе филиалов, дирекций и структурных подразделений попытки сэкономить есть», – отмечает Николай Никифоров.
Однако, по словам Дмитрия Раенка, на улучшение охраны труда ОАО «РЖД» потратило в 2015 году 18 млрд руб. и, невзирая на финансовые сложности, сокращать статью расхода в этой сфере не намерено.
Вместе с тем больше всего вопросов вызывает специальная оценка труда. Закон о СОУТ был принят два года назад, и с тех пор вокруг него не утихают споры.
«Основным упором законодательства является формирование объективных данных об условиях труда на каждом рабочем месте. Мы привязали уровень гарантий и компенсаций к уровню вредности условий труда», – комментирует позицию Министерства труда Пётр Сергеев.
Между тем профсоюз не раз говорил о том, что более мягкие критерии оценки не учитывают многие факторы, которые непосредственно влияют на здоровье работников.
«Если в 2011 году 37% рабочих мест так или иначе имели вредное воздействие, то в 2015 году эта цифра сократилась до 28%. Конечно, в какой-то степени это результат вложенных денег, но не стоит забывать о том, что изменились подходы к спецоценке труда. Например, исчез такой критерий, как микроклимат, и теперь, когда монтёры пути работают при минус 30 градусах, это считается уже нормальными условиями», – говорит Николай Никифоров.
По его словам, новые правила спецоценки труда в сочетании с экономическими сложностями в стране и мире вызывают у работников беспокойство, даже несмотря на то что многие доплаты за вредность для отдельных категорий работников профсоюзу удалось отстоять. Между тем в Минтруде уверяют, что отсеялись критерии, оценка которых была более нерациональна.
«Это касается критериев, которые носят субъективный характер. Второй набор критериев – это те, которые учитываются в рамках особых условий труда. Работодатели должны предоставлять гарантии и компенсации работающим, например, в условиях Крайнего Севера, поэтому повторно оценивать эти же факторы в СОУТ мы считаем невозможным», – поясняет Пётр Сергеев.
«С момента вступления в силу закона о специальной оценке труда прошло два года, и главный вывод, который можно сделать: переходный период в компании прошёл плавно», – уверен начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Сергей Саратов. «В результате у нас в компании сформировалась неплохая система предоставления компенсаций. Более того, каждый класс вредности имеет дополнительную, не прописанную в законе компенсацию. Это может быть отпуск, сокращённая рабочая неделя, увеличенный размер денежных выплат».
В компании к этому вопросу подходят рационально. Закон есть закон, и ему надо следовать, считает Дмитрий Раенок. А работодатель должен сделать всё возможное, чтобы классы вредности снижались не только на бумаге, но и менялись бы реальные условия труда.
«Снижать тяжесть труда и шум можно внедрением технических средств. Мы должны уменьшить как минимум вредное воздействие», – заключил Дмитрий Раенок и призвал филиалы разрабатывать и предлагать собственные решения, обеспечивающие безопасный и комфортный труд работников.