Благодаря интернет-порталу КИР пользователь без лишних усилий может приобрести различные железнодорожные услуги
В обращении к пользователям интернет-платформы КИР (Коммерческая инфраструктура рынка) говорится: «Сегодня интернет-технологии являются незаменимой составляющей деятельности железнодорожных компаний и перевозчика. Многие системы учёта и контроля построены на интернет-архитектурах, но удивительно, что по сей день продажа услуг, взаимодействие клиентов железнодорожного транспорта с компаниями-операторами и сопутствующими компаниями производятся путём многочисленных телефонных звонков, долгих переговоров посредством электронной почты. Всё это влечёт за собой затраты временных и трудовых ресурсов. Мы готовы предложить инновационное решение повседневных задач с помощью проекта КИР. Благодаря данному интернет-порталу пользователь с лёгкостью, «не покидая офис», может приобрести различные услуги, направленные на взаимодействие и улучшение сервиса между клиентами и поставщиками железнодорожных услуг».
Положение обязывает
Портал КИР – это два параллельных сегмента. Первый сегмент – это организованные торги, второй – Совет рынка грузовых железнодорожных перевозок. То есть КИР – это и торговая, и информационная площадки, которые, как сообщающиеся сосуды, влияют на деятельность друг друга.
Рыночная практика анализируется советом и в виде новых законодательных инициатив благодаря их поддержке палатой представительства государства, которая может своевременно реагировать на изменения, происходящие на рынке, возвращается в практику в откорректированном виде, уже с учётом потребностей игроков рынка с обязательным сохранением баланса интересов всех его участников.
На интернет-ресурсе представлены функционирующие модули коммерческой инфраструктуры рынка, или иначе – торговые площадки, которые уже действуют в настоящее время. Это модуль купли-продажи деталей вагонов, модуль отстоя вагонов на путях необщего пользования, сервис об отказе получателя в приёме порожних вагонов, аренда и продажа контейнеров.
Количество торговых площадок или сервисов не ограничено, оно создаётся по мере необходимости и не является конечным. Модулей может быть столько, сколько необходимо рынку на тот или иной период времени. Так, торговая площадка вагонов сегодня спровоцировала появление производного от этого рынка самостоятельных сегментов, таких как рынок долгосрочной аренды вагонов, рынок предоставления путей общего и необщего пользования и т.п.
В долгосрочной перспективе в случае либерализации рынка локомотивов может быть запущена в действие и торговая площадка рынка локомотивной тяги.
Отдельная работа сейчас ведётся Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржей по созданию торговой площадки, реализующей грузовые поезда. Добавив сюда рынок экспедиторских услуг, рынок услуг по ремонту вагонов, торговлю годными и забракованными деталями, а также новыми запчастями, получаем институт торговли железнодорожными услугами и одновременно инструмент антимонопольного регулирования. Остаётся законодательно закрепить элементы коммерческой инфраструктуры рынка. И тут можно говорить о ликвидации инвентарного парка подвижного состава, который требует изменения нормативно-правового и ценового регулирования ввиду ограниченных возможностей государственного контроля в сфере рыночных отношений.
На первоначальном этапе в рамках организации, которая возьмёт на себя функции коммерческой инфраструктуры, необходима соответствующая мотивация, особенно для крупных игроков. Роль государства в этом процессе велика и очень значительна. Российская Федерация должна быть представлена здесь в роли «большого брата», которым она уже является во многих аналогичных организационных процессах, поскольку формирование данной коммерческой инфраструктуры рынка должно распространиться также и на государства, объединённые в рамках Единого экономического пространства.
Мы сделали информацию наглядной
Как известно, не так давно произошли изменения в Уставе железнодорожного транспорта, и пути общего пользования стали платными. За отстой порожняка на этих путях теперь необходимо раскошелиться. При этом в Уставе заложен норматив, который гласит, что после 5 дней пребывания вагона на путях общего пользования коэффициент оплаты за парковку возрастает в 5 раз, то есть возникает опасность серьёзных финансовых потерь, если собственник вагона не уделил должного внимания и не отследил, где пребывает его собственность на данный момент. КИР помогает решить эту проблему. Система работает следующим образом: в сервис вводятся номера искомых вагонов, и с помощью анализа базы данных, которая большим списком предоставляется ОАО «РЖД», они обнаруживаются, а на электронную почту собственника отправляется информация, что данный вагон отставлен от движения, находится на путях общего пользования, за что, собственно, и взимается плата. Такая информация позволяет оперативно принять решение по переводу этого вагона в отстой на более выгодных коммерческих условиях.
Ещё один модуль – это временное размещение вагонов на путях необщего пользования. В настоящий момент информация о 620 км путей необщего пользования уже загружена в систему коммерческой инфраструктуры рынка. Пока это 75 организаций, которые предоставляют пути под парковку. Предполагается, что администрация коммерческой инфраструктуры рынка сможет выступать гарантом или агентом при согласовании с РЖД вопросов организации парковки порожняка. Пользование этим модулем должно упростить владельцам подвижного состава поиск путей благодаря актуальной информации о ценах за услугу при обеспечении полной прозрачности рынка. Грузоотправителям этот сервис даёт сокращение тарифов за порожний пробег, обеспечивая минимальные расстояния до места подачи вагонов и свободные подъездные пути. Владельцы путей необщего пользования могут использовать их как своеобразный хаб и на этом неплохо зарабатывать.
Для устранения рисков, которые, разумеется, присутствуют в работе любого рыночного механизма, одним из направлений развития ресурса предполагается создание некого реестра недобросовестных участников рынка. Если кто-то заключил сделку и не выполнил свои договорные обязательства, он попадает в этот реестр, отстраняясь от участия в торгах, от участия в использовании системы на определённый продолжительный срок. При заключении сделки контрагенты легко смогут «пробить» данные друг друга через этот реестр. Здесь может быть использован и механизм, работающий на нефтяной бирже, когда в процессе задействованы организации, страхующие эти риски.
О модуле купли-продажи деталей грузовых вагонов подробно упоминается в статье текущего номера «Чтоб сказку сделать былью» в связи с рынком металлолома. Модуль позволяет приобрести как ремонтопригодные детали, так и металлолом, а также новые детали грузовых вагонов. Причём каждое объявление – это не одна-единственная деталь, за ним может стоять партия, скажем, из 500 боковых рам, и если учесть, что всего объявлений на ресурсе на данный момент около 450 и даже более того, то его наполняемость можно считать достаточно высокой. Для продавца деталей грузовых вагонов, кроме прозрачности сделки, это ещё и ресурс, обеспечивающий определённую рекламу, что в рыночных условиях является важным инструментом конкуренции.
Не менее важный модуль – предоставление под погрузку и продажа контейнеров. Он содержит перечень контейнерных агентов, информацию по предоставлению самих контейнеров, услуги по их хранению или продаже. С учётом необъятных просторов России контейнер, отправляемый, например, из Калининграда на Дальний Восток, рискует не вернуться обратно. Но в Дальневосточном регионе контейнеры востребованы, а значит, после окончания маршрута его просто можно продать, не тратя времени и денег на процесс возврата, хранения и прочее. Для этого можно использовать сервис покупки и продажи контейнеров: купил, отправил, разгрузил и продал. В перспективе модуль может способствовать увеличению экспортно-импортного грузооборота с другими странами, тем самым развивая экономику страны в целом, способствуя при этом контейнеризации грузопотоков в Российской Федерации. Это, в свою очередь, обеспечит России передовые позиции в мировом рейтинге.
Одной из последних запущенных на данный момент торговых площадок, которая пока работает в режиме апробации, является страхование. Пока данная функция представлена страхованием вагонов компанией «Росгосстрах», которая активно участвует в этом процессе. В дальнейшем предполагается, что страховые компании будут страховать и ответственность по тем рискам, которые пока ещё обсуждаются как необоримые препятствия в процессе развития рынка услуг на железнодорожной инфраструктуре.
Все слагаемые успеха
Функционирующие сейчас модули КИР уже запущены, потому что для их реализации не требовалось участия РЖД. Более глобальные торговые площадки обязательно потребуют участия ОАО «РЖД», которое в последнее время всё отчётливее свидетельствует о том, что готово вливаться в этот процесс и даже быть неким координатором, который возьмёт на себя работу по нивелированию рисков, неизбежно преследующих любую новую систему в процессе её отладки. Например, существующая на данный момент система покупки/продажи нефтепродуктов содержит вполне очевидные риски, которые необходимо учитывать при их переводе на очередной модуль КИР. После заключения сделки покупатель, приобретший нефтепродукт, не может им сразу же распорядиться и воспользоваться. Существующий на данный момент регламент говорит о том, что отправка нефтепродукта до так называемой франко-станции отправления, где, собственно, и происходит переход права собственности на товар, должна быть произведена в течение 30 дней. Если добавить сюда минимум 3 дня на выгрузку нефтепродуктов и время на саму транспортировку, получится, что суммарно перевозка нефтепродукта после того, как сделка фактически состоялась, занимает 33 дня и более. Очевидно, что конечный покупатель, приобретая данный продукт, несёт риски: в стране большие колебания курса рубля, инфляция и прочие дестабилизирующие факторы, и на выходе, когда груз уже переходит к покупателю, он получает его по иной стоимости, нежели первоначально рассчитывал. Очевидно, что эту дельту будет вынужден компенсировать розничный покупатель, поскольку стоимость топлива в данных условиях, скорее всего, возрастёт.
Задача торговой системы по реализации регулярных грузовых поездов с нефтепродуктами изменить эту ситуацию к лучшему. Покупатель сможет, как в пассажирском движении, выбирать дату и место, на основании которых он «поедет». Это может быть сегодня, завтра, через две недели или через месяц, и так же, как в пассажирском движении, в зависимости от даты приобретения «билета» будет, вероятно, и разная стоимость покупки, но при этом остаётся возможность нивелировать риски, которые покупатель имеет сейчас на выходе с франко-станции отправления при получении права собственности на покупаемые им нефтепродукты.
Биржевой комитет уже принял решение о создании торговой системы по продаже железнодорожных перевозок регулярными грузовыми поездами через организованные торги на Санкт-Петербургской торгово-промышленной товарно-сырьевой бирже. Создана Рабочая группа по разработке и реализации проекта грузовых поездов с нефтепродуктами по расписанию, что должно сформировать баланс спроса и предложения, обеспечив прозрачность реализации услуг регулярного грузового движения по расписанию.
Кроме того, формирование регулярного грузового движения как унифицированного продукта биржевой торговли, по словам разработчиков системы, приведёт к установлению индексов цен как на предоставление вагонов, так и на транспортировку, а также, что обеспечит соблюдение сроков доставки грузов.
Репутация вне подозрений
В Федеральной антимонопольной службе отмечают, что развитие портала КИР – это, в том числе, попытка создать комфортную среду для конечного потребителя.
По свидетельствам грузовладельцев, которые пользуются автомобилями, но с учётом изменений последнего времени не прочь перейти на железнодорожный транспорт, их смущают чрезвычайные сложности организации перевозки. Эти сложности настолько отпугивают, что грузовладельцы говорят: «Я там ничего не понимаю, поэтому я даже влезать не буду». Им нужен такой продукт, когда можно найти на карте точку «А» и точку «Б», отметить их и получить весь спектр возможностей по перемещению своего груза. Тогда грузовладелец мог бы предпочесть железную дорогу всем прочим альтернативам, тем более что она к этому очень даже стремится. КИР сейчас озадачен реализацией алгоритма, когда клиент, имеющий груз под перевозку и готовый за это заплатить, лишь отдаёт груз и платит деньги. Остальное его не заботит.
Задавая, как на маршрутизаторе, точки «А» и «Б», клиент должен получать конечную стоимость услуги с учётом транспортировки различными видами транспорта. Сервис должен предлагать набор разных маршрутов, где клиент получает право выбирать, какими видами транспорта он хочет отправить свой груз и по какой стоимости. Но в данном проекте необходимо участие всех видов транспорта, всех организаций, после чего может быть получен данный продукт. Только в этом случае станет возможным определение сквозной ставки на перевозку, а этого сегодня с нетерпением ожидают все причастные к формированию коммерческой инфраструктуры рынка.
Кроме реализованных модулей по купле-продаже деталей грузовых вагонов, «парковке» и продаже контейнеров, также запроектированы торговые площадки по предоставлению подвижного состава под погрузку, услугам железнодорожных терминалов, обработке грузов, продаже грузовых вагонов на открытых торгах, услугам промывочно-пропарочных станций, продаже «твёрдых ниток» графика и деятельности вагоноремонтных предприятий. Но для их реализации необходимо активное участие РЖД.
Тогда коммерческая инфраструктура рынка может стать действительно эффективным механизмом сорегулирования производства, оборота услуг по перевозке грузов. В свою очередь, обеспечение недискриминационного доступа заинтересованных организаций на рынок для ведения предпринимательской деятельности, появление механизма защиты и развития конкуренции на данном рынке, а также инструмента адекватного технического, тарифного и антимонопольного регулирования товарных рынков в сфере железнодорожного транспорта будет означать окончательную и бесповоротную победу рынка и рыночного мышления над монополией и монополистическим взглядом на партнёрские отношения.