Россия – Япония
Транзитный грузопоток между РФ и Японией в 2015 году увеличился почти в 9 раз и составил более полумиллиона тонн. Транзит контейнерных грузов в прошлом году увеличился на 17% по сравнению с 2014 годом и составил более 2,4 тыс. ДФЭ. В январе текущего года объём перевозок крупнотоннажных контейнеров железнодорожным транспортом в сообщении Россия – Япония составил почти 5 тыс. ДФЭ, что на 7% больше, чем в январе 2015 года, при этом объём контейнерных перевозок увеличился на 78% за счёт роста импорта из Японии. Президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров заявил о заинтересованности в том, чтобы на инфраструктуру российских железных дорог приходили дополнительные объёмы грузов японских компаний.
Кроме того, в рамках своего выступления на форуме «Россия – Япония: приоритеты делового сотрудничества» глава РЖД предложил японским компаниям обдумать вопросы сотрудничества в части создания ВСМ на территории РФ. «Для нас важен опыт японских коллег в области строительства и эксплуатации высокоскоростной магистрали... Мы приглашаем японские компании изучить возможность сотрудничества в этом перспективном для нас направлении», – сказал Олег Белозёров. Он также сообщил, что компания работает над совершенствованием логистических схем доставки грузов. В частности, разработан новый транспортный продукт «Байкал шаттл» для транспортировки грузов из Японии и других азиатских государств из порта Йокогама в Москву. По словам президента РЖД, «Байкал шаттл» даёт возможность перевозить грузы на регулярной основе с чётко соблюдаемой периодичностью и графиковой точностью доставки по схеме «от двери до двери». Новый продукт позволит уменьшить ценовой разрыв доставки контейнерных грузов из порта Йокогама до Москвы и сократить сроки доставки с 42 до 25 суток.
В интересах клиента
Забайкальский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания рассматривает возможность снижения стоимости перевозки грузов для клиентов, дополнительно заявивших гарантированные объёмы, благодаря чему планируется дополнительно привлечь к перевозке более 200 тыс. тонн грузов.
Об этом сообщил на координационном совете в Чите начальник ТЦФТО Сергей Штырлов. Такая работа ведётся по части лесных, зерновых и угольных грузов.
В этом году планируется обеспечить дорогу дополнительными объёмами за счёт грузов Зашуланского месторождения каменного угля и Наседкинского месторождения золотосодержащей руды, кроме того, ожидается увеличение грузовой базы благодаря намеченному на 2017 год вводу в эксплуатацию Амурских нефтеперерабатывающего, газоперерабатывающего и газохимического заводов, Быстринского и Озёрного горно-обогатительных комбинатов с рынком сбыта в КНР и других предприятий.
Сегодня ТЦФТО во взаимодействии с причастными дирекциями привлекает дополнительные грузы за счёт повышения качества транспортного обслуживания. Так, будет продолжена перевозка скоропортящихся грузов из Маньчжурии в Россию с погрузкой в рефсекции и в рефконтейнеры и предоставлением комплекса услуг по станции Забайкальск. Иркутским масложиркомбинатом востребован «грузовой экспресс» для перевозки зерна на ВСЖД.
Услугой перевозки грузов по согласованному времени отправления и прибытия пользуются ООО «ДВТГ-Терминал», которое отправляет импортное оборудование на СвЖД, и ООО «Амурский уголь» по направлению Екатеринославка – Благовещенск. Клиенты этой услугой довольны, поскольку график жёстко выдерживается благодаря особому контролю, чёткой организации работы диспетчерского аппарата, локомотивщиков, вагонников и других смежников на маршруте.
Знак качества
На услуги в России тоже будут ставить знак качества. И начнут с крупных перевозчиков, которые оказывают услуги населению.
Стандарт качества для услуг будет сформирован аналогично оценке качества товаров с учётом рекомендаций профильных министерств и мнения потребителей. Для чего будут открыты голосование и приём обращений на портале Российской системы качества www.rskrf.ru. Голосование, скорее всего, будет запущено в 2017 году, а при формировании реестра категорий услуг, которые могут претендовать на получение знака качества, будет приниматься во внимание такая категория, как потребительский спрос. Чем он выше, тем больше внимания будет уделяться данной услуге. Экспертам придётся тестировать услуги и оценивать их качество на себе, как, например, качество поездки в поезде.
Эксперты, которые хорошо знают железную дорогу, помогут разработать систему стандартизации потребительских услуг на этом виде транспорта, отмечают в «Роскачестве». Прежде всего знак качества будут «ставить» на услугах крупных компаний, поскольку в малом бизнесе не всегда всё стабильно и рисковать репутацией знака не стоит, отмечает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.
В принципе, качественная перевозка предполагает соблюдение правил. Это обязательное требование для любого перевозчика, однако к тому, кто лучше оказывает услугу, больше идут клиенты, и тот выигрывает конкурентную борьбу. При этом более дешёвое не всегда является менее качественным, и для того, чтобы выявить того же лучшего перевозчика, разумно сравнивать количество претензий со стороны пассажиров, например, на тысячу километров перевозки.
Текущий год объявлен на железной дороге Годом пассажира, и РЖД уже принимают не только жалобы, но и пожелания пассажиров. Крупные компании за рубежом создают целые бюро, которые выявляют тех, кто по их отрасли ведёт бизнес недобросовестно, и работают с такими «коллегами», чтобы не отпугивать клиентов в целом от конкретной услуги.
Для объективности картины в России тоже необходим хорошо раскрученный среди граждан портал потребителей всех видов услуг. Только введя статистику в масштабе всей страны, можно объективно оценить их качество.
НЕ ПРОСТО СЛОВА
«Важной задачей вижу масштабное внедрение современных логистических продуктов в форме 4pl, фактически нам предстоит сделать несколько огромных даже не шагов, а прыжков для того, чтобы стать современными в этой части».
«Ситуация меняется, мы должны успевать за этими переменами, давать им оценку и основательно двигаться в правильном направлении».
«20 января в рамках предпринимательского форума «Малый бизнес – национальная идея» ОАО «РЖД» и общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» подписали соглашение о сотрудничестве. Мы сделали ещё один шаг в продолжении курса нашей компании на взаимодействие и открытость в отношениях со всеми участниками рынка. Мы договорились о том, что будем взаимодействовать в части создания рыночных условий по привлечению малого и среднего бизнеса».
«Не знаю, как это получается, но превышение объёмов погрузки у нас, оказывается, приводило к депремированию сотрудников. Какие-то инструкции уже отменены, но я всем хочу сказать, что для нас основной показатель сейчас – это показатель погрузки, объёмов дохода и производительности труда. За этим жёстко буду наблюдать».
«Останавливаюсь на закупочной деятельности ОАО «РЖД». 20 января Народный фронт опубликовал очередной «Индекс расточительности», где РЖД заняли «почётное» первое место. Вот в этих рейтингах нам лучше не быть представленными. Реакция президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, наверное, всем известна, а реакция президента ОАО «РЖД» такова: каждый такой случай будет дополнительно расследоваться правоохранительными органами».
Президент ОАО «РЖД»
Олег Белозёров