Новому руководству – новые задачи
Сам по себе экономический кризис – далеко не новый вызов для железнодорожников. В 2008–2009 годах обвал экономики с сокращением ВВП России на 7,8% разом отнял у железной дороги свыше 30% грузов, большинство из которых были самыми доходными. Сегодня железная дорога пока вытягивает экономику: глубина падения ВВП страны в январе уже достигла 3,7%, тогда как январская погрузка ОАО «РЖД» уменьшилась всего на 2,9% к прошлогоднему уровню.
Однако в 2016 году железной дороге не только предстоит испытать на себе кризис (дно которого пока только нащупывают отечественные экономические «предсказатели»), но и в полном смысле перейти на новый формат оказания услуг, что прямо следует из принятых в последние месяцы правительственных решений. В сложных экономических условиях государство не анонсирует новых структурных реформ, затрагивающих основы технологического функционирования железнодорожного транспорта, но в то же время и не сворачивает с выбранного ещё в 2001 году «либерального» вектора развития отрасли: все данные на этот год поручения подталкивают железнодорожный рынок к переходу на самостоятельное развитие, преодолению исторически сложившихся стереотипов и неэффективных моделей зависимости от государства.
Уже в первом квартале должно быть выработано конкретное решение, которое позволит на долгосрочной основе привлекать частный бизнес в строительство локомотивного магистрального парка. Ещё одно в полном смысле эпохальное событие – запланированный на этот год масштабный пересмотр главного железнодорожного документа – Прейскуранта 10-01, регламентирующего ставки за перевозки грузов железнодорожным транспортом. Вместе с расширением возможностей ОАО «РЖД» по оперативному изменению тарифов с помощью тарифного коридора эти меры призваны разрешить накопившиеся за последние годы системные противоречия в общей транспортной системе России, позволив разным видам грузового транспорта на равных конкурировать между собой.
Впрочем, государство не намерено отказываться от своей привычки поддерживать промышленность за счёт железнодорожников. Индексация грузовых тарифов в 2016 году составит 9,5% к прошлогоднему уровню, в то время как инфляция уже в полтора раза превысила эту величину. Более того, ОАО «РЖД» самостоятельно взяло на себя дополнительные обязательства. Благодаря скидкам на перевозку грузов в рамках тарифного коридора совокупный рост тарифов в 2016 году должен составить всего 7,5%, а для самой железной дороги эффект от этих мер должен принести до 10% роста к прошлогодней погрузке.
Достичь этого результата можно лишь с помощью средних и мелких грузоотправителей, которые до сих пор старательно обходят железную дорогу в своих логистических цепочках. К сегодняшнему дню ОАО «РЖД» научилось практически полностью удовлетворять потребности крупных предприятий. Теперь небольшой завод по производству мебели или бумаги, продуктов питания или стройматериалов должен стать не менее желанным для железнодорожников, чем горно-металлургический гигант или нефтяная компания. В этом и состоит, по сути, главное поручение правительства новому руководству компании: увеличивать доходы через изучение и удовлетворение реальных потребностей всех потенциальных клиентов.