Экономия через модернизацию
Инновационные технологии сокращают издержки
Электрифицированные магистрали российских железных дорог по своей протяжённости занимают второе место в мире после Китая. На начало 2015 года развёрнутая длина контактной сети на инфраструктуре составляла 120,5 тыс. км, из них более 68 тыс. км работают на переменном, остальные – на постоянном токе. Это обусловлено ролью энергетического комплекса РЖД как составной части плана ГОЭЛРО, наметившего создание «сверхмагистралей» с одновременной электрификацией территорий, прилегающих к железнодорожной инфраструктуре. Вот почему тяговые подстанции и сейчас питают не только поезда, но и устройства сигнализации, связи, вагонные и локомотивные депо, вокзалы, станции, а также сторонних потребителей: жилые дома, школы и больницы.
Использование различных систем электрической тяги является особенностью отечественных магистралей, не имеющих аналогов в мире. В связи с этим даже при реформировании электроэнергетической отрасли страны в 2007 году тяговые подстанции были оставлены в собственности ОАО «РЖД». И это не случайно. До 85% объёма перевозок осуществляется именно электротягой. Понятно, что модернизация этого комплекса должна продолжаться с учётом данной особенности, а новые технологии – обеспечивать надёжность и долговечность его эксплуатации с целью сокращения издержек.
Современная российская промышленность в короткие сроки освоила серийное производство легированных оловом контактных проводов с улучшенными механическими свойствами для скоростной линии Санкт-Петербург – Москва. В настоящее время идёт подготовка к выпуску проводов, легированных магнием. В ходе модернизации поддерживающие и фиксирующие провода и стальные конструкции подвергаются горячему и термодиффузионному цинкованию, что снижает расходы на их дальнейшую эксплуатацию в 2,5 раза. В результате ресурс устройств контактной сети увеличивается практически вдвое.
Тяговые подстанции, число которых на сети дорог превышает 1400 штук, обновляют с применением укрупнённых функциональных блоков полной заводской готовности. На таких объектах устанавливают новое электрооборудование, в том числе вакуумную, полупроводниковую аппаратуру. Это позволяет быстро модернизировать подстанции с учётом конкретных требований в каждом отдельном случае. Всё шире на сети используются сухие трансформаторы, обладающие высоким перегрузочным потенциалом при малых габаритах и относительно небольшом весе. Они отличаются пониженным уровнем шума и увеличенным сроком службы. К тому же их обслуживание требует минимального количества персонала.
В общей сложности за 4 года планируется реконструировать 46 тяговых подстанций, в том числе на станции Щербинка, снабжающей энергией Экспериментальное кольцо ОАО «ВНИИЖТ». После модернизации на этом научном полигоне можно будет проводить всесторонние испытания перспективного подвижного состава и электротехнической аппаратуры нового поколения.
Среди первоочередных задач отраслевых учёных и конструкторов – внедрение в эксплуатацию сравнительно недорогих технических средств, позволяющих подвергать периодической диагностике наименее надёжные элементы оборудования, чаще всего выходящие из строя. В том числе детали и арматуру контактной сети, изоляторы и прочее. В вагонах-лабораториях контактной сети уже применяются мобильные тепловизоры и комплексы контроля состояния фарфоровых изоляторов с помощью сканеров ультрафиолетового диапазона излучений. Для слежения за параметрами контактной подвески с автомотрис используют переносные устройства дистанционного измерения «Телекс». При стационарной диагностике на тяговых подстанциях применяют интеллектуальные терминалы, позволяющие в реальном времени контролировать ток, напряжение, записывать осциллограммы их характеристик, выявлять предотказные состояния различных узлов. А система «Износ» исключает влияние «человеческого фактора» на точность измерений износа контактных проводов, что значительно повышает эффективность контроля и снижает трудозатраты.
Чтобы решить задачу импортозамещения, продолжается взаимодействие железнодорожников с отечественными изготовителями электротехнической продукции. В рамках такого сотрудничества в 2016 году должны завершиться опытно-конструкторские работы и испытания сухого трансформатора с напряжением 35 кВ. Продолжатся испытания фазосдвигающих «симметрирующих» трансформаторов для линий переменного тока. Применение этого новшества в перспективе позволит увеличить пропускную способность грузонапряжённых участков сети.
Вместе с тем в энергетическом комплексе ОАО «РЖД» предстоит решить задачу снижения издержек от передачи электроэнергии сторонним организациям. Проблема в том, что на протяжении последних лет тариф за оказание этой услуги для компании был в два раза ниже средневзвешенного тарифа ОАО «Россети». В результате текущий ремонт и модернизация объектов электросетевого хозяйства, участвующих в передаче энергии, осуществляются по остаточному принципу. Поэтому целевая модель развития данного комплекса должна предусмотреть процесс разделения объектов хозяйства энергетики на устройства технологического электроснабжения предприятий отрасли и устройства, участвующие в передаче энергии третьим лицам. Деятельность по оказанию таких услуг должна быть трансформирована в отдельную структуру и поэтапно выведена из состава ОАО «РЖД». Это позволит снизить издержки компании и одновременно обеспечить единую учётную политику при поставке электроэнергии потребителям в стране в соответствии с законодательством.
Безопасная петля
Бенджамин Кук, директор по работе со СМИ, Hyperloop Transportation Technologies,
Комфорт пассажиров – главное при разработке состава
Рубрики: Современная техника