О плюсах и минусах

О плюсах и минусах

Законы экономики и бизнеса нередко и небезосновательно сравнивают с «законами джунглей», где справедливость всегда будет на стороне сильного, устойчивого и крепкого духом игрока. Только в отличие от известной сказки Киплинга в реальном бизнесе никогда не стоит ожидать «водяного перемирия» на время «засухи»: в период ослабления торговой активности конкуренция за ресурсы и потребителя только ожесточается, а чересчур оптимистичные прогнозы почти с гарантией приведут к гибели. Последним шансом выжить для таких компаний становится лишь возможность максимально сократить расходы, оптимизировать численность персонала, сбалансировать цены. Впрочем, как правило, такие решения принимаются уже слишком поздно.

Несмотря на то что каждый очередной спад на рынке для большинства компаний приходит неожиданно, не нужно быть профессором-экономистом, чтобы увидеть закономерности в «экономике кризисов». В период роста спроса все компании логично стремятся увеличить свою долю рынка и могут не беспокоиться об издержках – их с лихвой покрывает прибыль от растущих продаж. Но как только спрос замедляется, раздутые расходные статьи начинают тянуть экономику предприятий вниз, а их менеджмент из последних сил пытается «сорвать» последние «сливки» с увядающего рынка, рискуя полностью растерять накопленную за период экономического роста прибыль. Финал таких недальновидных стратегий очевиден, один из свежих примеров – бесславный уход с рынка второй по величине российской авиакомпании «Трансаэро», сопровождающийся разделом её самых ценных активов между более устойчивыми в экономическом и психологическом плане конкурентами.

При анализе хронологии этого неизбывного цикла «приливов и отливов» экономического роста решение напрашивается само собой, хотя специалисты из бизнеса напоминают о нём с завидной регулярностью. У каждой компании на случай «тяжёлых времён» должен быть подготовлен пакет антикризисных мер, которые продуманы и разработаны «на берегу», когда ещё нет срочной потребности «сбрасывать балласт». Этот «пакет» в буквальном смысле может быть запечатан в конверт и спрятан в сейф на чёрный день. Если все сделано правильно, любой такой чёрный день (будь то неожиданный обвал национальной валюты или «плановый» экономический спад) не должен вводить управленцев в панику. Даже наоборот, очередной кризис может воодушевить менеджмент на новую фазу борьбы за долю на освобождающемся от конкурентов рынке, если он будет умело использовать оружие эффективной экономии затрат и защиту заблаговременно внедрённых инноваций, способствующих снижению себестоимости и росту качества продукции.

В этом номере журнала «Пульт управления» специалисты бизнеса и макроэкономические теоретики рассказывают о природе экономических кризисов, делятся своим опытом борьбы с их последствиями, имея целью научить адаптироваться к новым условиям существования. Мы надеемся, что предлагаемая информация поможет внимательным читателям с успехом использовать сложный для конкурентов период кризиса, превратив их минусы в собственные плюсы.

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru