Клиентоориентированность всегда являлась одним из основных конкурентных преимуществ любого бизнеса. Нет клиента – нет бизнеса. В отсутствие клиента у производителя товаров или услуг даже при наличии основных средств могут исчезнуть оборотные, а отсутствие последних неизбежно приводит к потере первых. Сегодня мы говорим о клиентоориентированности как о новом, а ведь, по сути, мы просто вспоминаем «хорошо забытое старое». Железные дороги России всегда ориентировались и ориентируются на своих клиентов (пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, а также других участников перевозочного процесса). Остаётся только добавить новые правила и современные подходы, более пристально взглянуть на потребности и ожидания наших клиентов. Не последнюю роль в этом вопросе играют информационные технологии, которые автоматизируют процесс организации грузовых и пассажирских перевозок, а также обеспечивают интерфейс связи с конечным потребителем, будь то электронная продажа билетов, электронная накладная, электронный документ, счёт-фактура и многое другое.
Информационные системы как конкурентное преимущество
Важнейшим звеном в решении задачи повышения конкурентоспособности является организация информационного взаимодействия сбытового и перевозочного комплексов на всех уровнях управления, включая взаимодействие со всеми участниками перевозочного процесса. Можно смело заявить, что сегодня в ОАО «РЖД» ИТ являются неотъемлемым технологическим компонентом отрасли.
Когда-то в МПС были только машиносчётные станции, теперь же информационные технологии – это более 1000 автоматизированных и информационных систем, которые органично вписались в технологический процесс, обеспечив его непрерывность, эффективность и оптимизацию. Сегодня сбой или отказ в ИТ может повлечь за собой не только экономические убытки, но и имиджевые потери. А в наше время в условиях жёсткой конкуренции это может иметь серьёзные последствия для всего бизнеса в целом. Бумажная технология уже отошла в прошлое, и потеря информации, информационного взаимодействия, а также оцифрованных данных технологического процесса незамедлительно скажется на его организации и скоординированности. Уже сегодня, принимая во внимание, что компания «РЖД» переходит от услуг простых перевозок формата 2PL к транспортно-логистическим функциям 3PL и 4PL, требуется взаимодействие всех участников процесса, в том числе наших коммерческих смежников (компаний-партнёров), а также ряда государственных структур в едином информационном пространстве. Для этого транспортно-логистические системы, которые должны прийти на смену ряда уже существующих, будут включать в себя системы прогнозирования, обработки больших объёмов данных, системы принятия решений и управления рисками, системы управления взаимоотношениями с клиентами. Они также должны будут работать в непрерывном режиме и в едином цикле управления.
На платформе ЭТРАН
В ряду применяемых сегодня на железной дороге автоматизированных систем одной из первых в сбытовом комплексе и уже претерпевших несколько версий своей эволюции является автоматизированная система ЭТРАН. Она предназначена для подготовки и оформления документов для сопровождения железнодорожных перевозок. Решение о её разработке было принято ещё в феврале 2001 года. Функциональным заказчиком выступил Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО). Разработка системы велась с использованием реинжиниринга действующих на тот момент ИТ-решений. Первая электронная накладная с использованием ЭТРАНа была выписана 17 сентября 2002 года на станции Злобино Красноярской железной дороги.
В 2008 году была внедрена версия системы, позволяющая использовать электронно-цифровую подпись для удостоверения подлинности сопроводительных документов, что существенно повысило эффективность процесса обработки документов. В июле 2011-го началось внедрение электронного документооборота при перевозке порожних вагонов между Финляндией и Россией. С этого момента список стран, использующих электронный документооборот, постоянно расширяется.
Сегодня ЭТРАН – это программно-технический комплекс, включающий в свою структуру более 150 серверов приложений и серверы баз данных. Единая база данных ЭТРАН обеспечивает обмен информацией между более чем десятью смежными автоматизированными системами компании, такими как АСОУП, АСУ СТ, ЕК АСУФР, АСУ СТ и др.
ЭТРАН стал не только автоматизированным рабочим местом подготовки перевозочных документов, это система, позволяющая взаимодействовать при решении комплекса задач по обмену данными и контролю над их прохождением с автоматизированными системами грузоотправителей, операторами подвижного состава, экспедиторами в процессе оформления документов на организацию перевозок, а также расчётов за произведённую услугу.
Для обеспечения требуемого уровня доступности и непрерывности работы информационного комплекса в ГВЦ реализован круглосуточный мониторинг компонентов системы, позволяющий своевременно выявлять отклонения в её работе и принимать оперативные меры по устранению возникающих нештатных событий, прогнозировать потребности в модернизации комплекса, включая задачи по его принципиальным изменениям.
Для повышения качества ИТ-услуг, предоставляемых конечным пользователям (ЦФТО и участники перевозочного процесса), в 2014 году на базе филиала ГВЦ ОАО «РЖД» была создана функциональная структура – Центр технологического сопровождения пользователей по грузовой и коммерческой работе (ЦТС ГКР). В текущем третьем квартале по нарядам от функционального заказчика ЦФТО в производственный комплекс АС ЭТРАН внесено более 60 изменений, а с начала года выполнено более 130 обновлений ПО. В среднем обновление системы проводится 3–4 раза в неделю.
Структурные преобразования в РЖД и архитектура ИT
Для минимизации сбоев и отказов, которые могут возникнуть после установки обновления программного обеспечения, создан тестовый полигон АС ЭТРАН, а для выполнения тестирования на базе ЦТС – экспертная группа технологов, работающая в тесном контакте со специалистами ЦФТО. Также разработано и используется более сотни проверочных (тестовых) шаблонов, имитирующих формирование различных перевозочных документов. Именно это уже сегодня позволяет повысить качество внесения изменений в комплекс, а также снизить число обращений в службу поддержки ГВЦ по причине неработоспособности комплекса или его модулей.
Одним из значимых обновлений ЭТРАН последнего времени был ввод с 1 июля 2015 году новой накладной международного образца СМГС, используемой в международных грузовых перевозках по сети железных дорог стран – участниц «Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении». Данное соглашение является одним из основных международных документов, который регламентирует международные перевозки грузов и действует с 1 ноября 1951 года. По заказу ЦФТО на 2016 год планируются работы, связанные с дальнейшим развитием функциональности ЭТРАН в части внедрения электронного документооборота при перевозках в железнодорожно-водном сообщении, контроля исполнения обязательств по договорам на перевозку по графику с согласованным временем отправления/прибытия, создания единой технологии координации находящихся в управлении порожних вагонопотоков.
В условиях структурных преобразований компании, совершенствования технологии работы производственных подразделений холдинга важным свойством автоматизированных систем становится возможность гибкой адаптации к изменяющимся условиям работы.
АС УКВ
Важнейшим вопросом эксплуатации железных дорог является безопасность движения.
В целях повышения уровня безопасности движения и защиты инфраструктуры от риска использования забракованной и контрафактной продукции в 2013 году в ГВЦ была принята в эксплуатацию Автоматизированная система учёта и контроля выполненного ремонта и комплектации грузовых вагонов (АС УКВ РФ). Система обеспечивает информационное взаимодействие вагоноремонтных предприятий при техническом обслуживании и выпуске из ремонта грузовых вагонов в части комплектации литых деталей и колёсных пар тележек грузовых вагонов. На сегодняшний день к Автоматизированной системе учёта комплектации вагонов (АС УКВ) подключено 266 предприятий, в том числе 42 – в структуре ОАО «ВРК-1», 40 – в ОАО «ВРК-2», 38 – в ОАО «ВРК-3», 79 – в эксплуатационных депо ОАО «РЖД» и 67 прочих предприятий.
В базе данных АС УКВ РФ содержатся сведения о выпущенных заводами- производителями партиях вагонного литья, в том числе деталей с повторяющимися номерами. Кроме того, в систему поступает информация об исключённых из эксплуатации деталях по причинам физического износа, дефекта или окончания срока службы. При выпуске вагона из ремонта система контролирует листок комплектации грузового вагона на предмет наличия в нём деталей, не разрешённых к установке на вагон. Тем самым обеспечивается контроль, не допускающий на инфраструктуру ОАО «РЖД» контрафактной и забракованной продукции.
В 2016 году в рамках работы по развитию АС УКВ планируется реализовать учёт деталей-двойников.
Расширение базы данных АС УКВ позволит ужесточить контроль над выпуском контрафактной продукции, что в свою очередь послужит ещё одним шагом к обеспечению безопасности движения.
АСОУП
Одним из перспективных проектов, реализуемых в настоящее время, является создание Автоматизированной системы оперативного управления перевозками нового поколения (АСОУП-3).
C изменением системы управления ОАО «РЖД» и заменой территориально-отраслевого принципа управления на функциональный в масштабах регионов и полигонов появилась потребность в модернизации системы АСОУП. АСОУП-3 должна обеспечить совершенствование процессов планирования и нормирования перевозочного процесса, повышение эффективности работы диспетчерского персонала, прогнозирование и оптимизацию эксплуатационной работы, повышение достоверности отчётности, а также повышение производительности и снижение стоимости владения системой.
В результате реализации проекта от внедрения АСОУП-3 ожидаются значительные функциональные, технические и эксплуатационные эффекты. В первую очередь такие, как повышение качества информационного обеспечения за счёт формирования единой базы достоверных данных на основе консолидации разных информационных источников, объектов и событий перевозочного процесса. Создание универсального информационного сервиса, предоставляющего данные о перевозочном процессе с возможностью анализа его истории по архивным данным в масштабе всей сети ОАО «РЖД», обеспечит решение задач факторного анализа для выявления трендов, зависимостей и формирования прогнозов.
ФТС
Одним из важных направлений работы ЦКИ и ГВЦ является обеспечение межведомственного электронного взаимодействия. В настоящее время налажен и постоянно расширяется эффективный юридически значимый обмен информацией с государственными органами власти и управления, коммерческими организациями – партнёрами и клиентами ОАО «РЖД». В 2013 году начата работа по реализации приказа ФТС России № 444 от 11.03.2013 г. «Об утверждении временного порядка обмена электронными документами и сведениями в электронном виде при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных транспортных средств и товаров, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза». В соответствии с положениями этого документа обеспечено предварительное информирование органов ФТС о перемещаемых через границу железнодорожных составах и товарах в объёме железнодорожных накладных. Кроме того, в системе осуществляется обмен данными передаточных ведомостей, а также сопроводительными документами для оформления транзитных деклараций. Система поддерживает оформление и продление временного ввоза средств международной перевозки, оформление таможенного транзита, получение сопроводительных документов и транзитных деклараций, оформление помещения товаров на склад временного хранения.
Следующим шагом на пути совершенствования межведомственного электронного взаимодействия станет организация информационного взаимодействия с Федеральной налоговой службой. Согласно планам работ в этом направлении в первую очередь будет организовано электронное взаимодействие ОАО «РЖД» с налоговыми органами по приёму и обработке реестров сведений, предоставляемых для обоснования применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость.
ЭОД
В настоящий момент между Россией и её партнёрами – Финляндией, Украиной, Белоруссией, Литвой, Латвией, Эстонией, Польшей, Германией, Казахстаном, Китаем и Монголией – информационный обмен данными о грузовых перевозках в международном железнодорожном сообщении обеспечивает действующая система электронного обмена данными ОАО «РЖД» (ЭОД, или EDI-система).
EDI-система разработана во взаимосвязи с АС ЭТРАН, АСУ грузовыми перевозками, вагонной, контейнерной и отправочной сетевыми моделями ОАО «РЖД». Постоянная передача информации минимизирует риски потерь и повышает надёжность транспортных услуг.
За последние два года разработаны новые решения по реализации предварительного информирования таможенных органов России и стран-партнёров ЭОД, а также декларирования процедуры таможенного транзита.
В целях дальнейшего расширения применения электронного документооборота в прямом международном железнодорожном сообщении на перевозки приватных порожних и гружёных вагонов реализована безбумажная технология оформления электронных перевозочных документов с использованием электронной подписи. Так, Белоруссия, Украина, Литва подписывают электронные накладные усиленной электронной подписью, а Латвия, Эстония, Финляндия – простой.
С 1 июля 2015 года введены в действие дополнения и изменения к текстам Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и СИ к СМГС.
Структура электронного сообщения с данными накладной СМГС соответствует новым требованиям и новой форме документа СМГС как для электронного документооборота, так и для предварительного информирования ФТС России.
Сегодня информационные технологии – это инструмент повышения эффективности и конкурентоспособности компании. И один недовложенный в ИТ рубль может привести к серьёзным потерям прибыли или поражениям в борьбе за клиента. Поэтому современной компании – такой, как ОАО «РЖД», – необходимо соблюдать простое правило: не экономить на информационных технологиях, а экономить с их помощью.
Справка
ЭТРАН
Единая централизованная система, работающая в режиме 7х24, к которой подключено свыше 29 тыс. пользователей, в том числе 11 291 подключённая внешняя организация, в восьми часовых поясах на всей территории России. Производительность – 1 300 000 накладных в месяц.