От конкуренции к партнёрству
Мультимодальные перевозки с использованием различных видов транспорта – один из самых доходных продуктов логистических компаний, но при этом и один из самых сложных процессов в современном транспортном бизнесе. Сопряжение интересов различных корпораций и целых секторов промышленности, пусть и выполняющих одинаковую функцию – перевозку, затруднено целым рядом технологических, а порой и психологических факторов, действующих на представителей разных транспортных сегментов. Так, по-прежнему в дискуссиях о распределении ресурсов государственной поддержки нередко возникает тема межвидовой конкуренции между различными видами транспорта.
Следует отметить, что «Российские железные дороги» достигли немалых успехов в конкурентной борьбе с воздушным транспортом за пассажирские перевозки, получив в свой арсенал одно из главных вооружений авиакомпаний – скорость. Запуск поездов «Сапсан», способных за четыре часа проехать между Москвой и Санкт-Петербургом, существенно уменьшил пассажиропоток авиакомпаний на этом направлении, заставив авиаперевозчиков «уронить» цены на билеты между двумя столицами до предела рентабельности. Хорошо это или плохо? Ответ очевиден: железнодорожники довольны дополнительной прибылью, зато авиаторам придётся искать новые источники дохода, чтобы сводить концы с концами.
В сфере грузовых перевозок успехи РЖД пока не столь впечатляющие. Одна из застарелых нерешённых проблем – связка «порт – железная дорога». Набившие оскомину «брошенные» поезда и «конвенции» – запреты на погрузку продукции в направлении портовых станций – появляются с завидной регулярностью на самых загруженных экспортных направлениях. При этом найти крайнего в этом вопросе до сих пор не удаётся, а выяснения запутанных отношений между портом и железнодорожной администрацией подчас выходят в публичное поле. Противоборствующие стороны готовы привлекать в арбитры журналистов и широкую общественность. Этот факт неопровержимо свидетельствует о том, что договориться «на берегу» у коллег по транспортному цеху не получается, и даже профильные чиновники не могут предотвратить конфликты.
Ещё один пример профессиональной «заклятой дружбы» – партнёрство железнодорожников и автоперевозчиков. ОАО «РЖД» настаивает на том, что автодороги «переманивают» грузы с железной дороги демпинговыми ценами, тогда как госмонополия не может отклоняться от установленного регулятором тарифа. Государство постановило ввести для автомобильных грузоперевозчиков плату за проезд по инфраструктуре общего пользования. Насколько всё это выровняет конкурентные условия с железнодорожным транспортом, о чём и мечтали железнодорожники, или только ухудшит и так невесёлое финансовое положение автокомпаний, покажет только время.
Нерешённые противоречия заставляют экспертов задуматься, как межвидовую конкуренцию превратить в синергию во имя экономической логики и интересов клиентов и по каким направлениям вести эту интеграцию интересов.