Восточно-Сибирская железная дорога концентрирует ресурсы и повышает сервис для стабилизации финансовой деятельности компании.
В числе прочих дорог магистраль реализует антикризисную программу и ищет дополнительные возможности, чтобы до конца текущего года вывести компанию на безубыточный уровень. Известно, что в прошлом году убыток холдинга составил почти 100 млрд.рублей. В нынешнем году вероятность переломить ситуацию приобретает реальные очертания. Часть решений, конечно, лежит в плоскости законодательных изменений и государственных решений о поддержке компании. Однако железными дорогами разрабатываются и собственные мероприятия по повышению доходности и сокращению издержек.
Меры по стабилизации финансово-экономической деятельности, разработанные на Восточно-Сибирской железной дороге, охватывают в основном три направления.
В первую очередь, это оптимизация абсолютно всех затрат. Главным образом экономия достигается путем изменения технологических процессов, установкой современных приборов учета и энергоэффективных устройств, реализацией программ бережливого производства.
По итогам работы в 2014 году работниками было предложено 190 проектов по улучшению различных технологических процессов, 101 из них уже реализован с общим экономическим эффектом более 45 млн. руб. В текущем году финансовый результат от бережливого производства по прогнозным планам будет выше. Запланировано разработать 175 проектов, 62 из них отобрано для тиражирования на полигоне дороги. Ожидаемый экономический эффект от реализации проектов - более 50 млн. руб.
Экономический эффект от эксплуатации ресурсосберегающих технических средств, внедрённых в 2012-2014 гг., в прошедшем году составил без малого 97 млн. руб. Наибольший экономический эффект получен от эксплуатации вагонов-рельсосмазывателей (69,312 млн. руб.), мачт освещения (ВОУ-30) (2012 г. - 4,26млн. руб., 2013 г. - 4,332 млн. руб.), автоматизированных центральных тепловых пунктов (2,79 млн. руб.) и аппаратно-программного комплекса «БОРТ» (2,234 млн. руб.).
Такой, например, проект как «Обслуживание систем освещения посадочных платформ», направленный на экономию электроэнергии за счет установки программируемых реле времени для включения и выключения освещения в зависимости от расписания движения пригородных поездов, а также замена устаревших осветительных приборов на вандалоустойчивые позволяет сэкономить 80,5 тыс. руб. только на одну платформу. С учётом того, что на дороге расположено 846 посадочных платформ, можно легко подсчитать, что внедрение данного проекта приведёт к экономии средств в объёме более 68 млн руб.
По итогам 2014 дорога выполнила плановые задания по удельному расходу электроэнергии и дизельного топлива в обоих видах тяги с экономией 35,2 млн. кВт-ч электроэнергии (0,9% к праву расхода) и 1,9 тыс. тонн дизельного топлива (2,3%) к праву расхода), суммарно экономия составила более чем 121 млн. руб. Возврат энергии в контактную сеть при применении рекуперативного торможения составил 340,55 млн. кВт-час, задание выполнено на 105,1% при плане 324,04 млн. кВт-ч. Это стало возможным в первую очередь за счет 100% эксплуатации электровозов с исправной схемой рекуперативного торможения.
В текущем году показатели экономии должны достичь 53,75 млн. кВт-ч электроэнергии, 1,3 тыс. тонн дизельного топлива.
Если обобщить вышесказанное, все дирекции выдержали план оптимизации эксплуатационных расходов. В общей сложности в 2014 году удалось сэкономить более 800 млн руб. Эта же планка взята и на текущий год. Снизить расходы планируется примерно в том же объеме – на 890 млн. рублей.
Повышение доходов, второй очевидный аспект в борьбе с кризисом. Основной упор сделан на привлечение дополнительных объемов перевозок за счет повышения уровня сервиса и предоставления новых видов услуг.
С каждым годом борьба за клиентов на рынке транспортных услуг усиливается. Чтобы пережить кризис нужно думать о конкурентоспособности, как в стоимости предоставляемых услуг, так и в их качестве.
В прошлом году, не смотря на заморозку тарифов, дороге удалось увеличить доходы от грузоперевозок. И это при том, что в целом объем погрузки был снижен на 4% (минус 3 млн.тонн грузов). Рост доходов составил 1%. Это стало результатом того, что использовались резервы в форме поиска и разработки новых услуг.
Для грузоотправителей в первую очередь ценны простота взаимодействия с РЖД с точки зрения подачи заявок и оформления заказов, возможность получения информации о местонахождении грузов в режиме онлайн, доставка грузов строго по расписанию, формирование маршрутных перевозок и т.п. Это далеко не полный перечень того, что мы сейчас реализуем, но это именно те вещи, на которые делается основной упор.
С крупными холдингами, которые по сути являются ключевыми клиентами, должны работать персональные менеджеры. Задача менеджера не просто удовлетворять запросы клиента, а быть хорошо знакомым с его бизнесом и предугадывать желания и потребности заказчика, тем самым инициируя появление новых видов услуг в ОАО «РЖД».
В рамках реализации данной концепции на ВСЖД решено организовать Центр продаж. Так сказать, наша первая ласточка на пути к транспортно-логистическому бизнесу. Основная задача Центра продаж - при обращении клиента из имеющегося набора услуг подобрать и сформировать такой транспортный продукт, который будет отвечать всем запросам клиента. То есть это своеобразный сервисный центр за вывеской которого должна быть скрыта вся система ОАО «РЖД». К тому же Центр должен быть максимально наполнен дополнительными услугами, такими как страхование, перевозка в контейнерах, погрузка/выгрузка, услуги дочерних и зависимых обществ и т.п. Первый Центр на Восточно-Сибирской железной дороге появится в Иркутске уже в нынешнем году. Его штат наполнят специалисты ТЦФТО.
Безусловно, создание данного Центра является пробным шагом, но хочется подчеркнуть, что в случае его успешности на Восточно-Сибирской железной дороге готовы двинуться дальше и создать подобные офисы в других промышленных регионах Иркутской области и Республики Бурятия.
Реализация этих мероприятий, а также ориентация всех хозяйств дороги на сбыт новых услуг, по прогнозным планам позволит дороге в текущем году получить дополнительную прибыль на сумму 379 млн. рублей.
Третьим шагом для стабилизации финасово-экономического самочувствия компании должны являться мероприятия по повышению производительности труда. Сюда можно отнести совмещение профессий, постановку машинистов для работы в одно лицо, пересмотр технологии работы для расширения компетенции или зоны обслуживания трудящихся. В непростой ситуации, когда снижаются объемы промышленного производства и заказы на перевозки, очень важно обратить внимание на оптимизацию численности персонала. В 2014 году количество работников снизилось на 1151 человек. Процесс этот в нынешних условиях объективный, от него, к сожалению, никуда не деться. В результате оптимизации численности персонала повысилась производительность труда – на 3,5%.
В текущем году при росте объёма перевозок количество работающих на полигоне дороги уменьшится еще на 721 человека. Рост производительности труда ожидается на уровне 6,7% к факту 2014 года. Реализация программы оптимизации ОАО «РЖД» повлияет на снижение себестоимости перевозок на 2,3%, а начисленные доходы от всех видов деятельности на полигоне ВСЖД увеличатся на 9,1%.
Развитие этих трех направлений и четкий план действий антикризисного реагирования не только улучшит качественные показатели работы дороги и обеспечит экономическую сбалансированность, но и создаст необходимый задел для успешной работы компании в будущем.