– Уважаемый доктор Шаберт, экономические взаимоотношения России и Германии в последнее время сильно омрачены во многих областях – не в последнюю очередь в результате нынешних санкций, введённых ЕС против России и ответных санкций со стороны России. Как вы оцениваете экономическую ситуацию?
– Для нас как одного из мировых лидеров в сфере железнодорожной техники и инфраструктуры Россия с её стабильно высоким экономическим потенциалом по-прежнему представляет большой интерес. Вне всякого сомнения, Россия входит в число ведущих регионов мира и поэтому является для компании «Фоссло» одним из четырёх ключевых рынков – наряду с Западной Европой, США и Китаем. Принятая Правительством России в 2008 году «Стратегия развития железнодорожного транспорта» весьма наглядно подтверждает такую оценку. Этой программой, рассчитанной до 2030 года, РЖД преследуют весьма амбициозные цели, которые – в чём я абсолютно уверен – внесут весомый стабильный вклад в конкурентоспособность российской экономики. И я, конечно, буду чрезвычайно рад, если мы как надёжный партнёр в сфере железнодорожной инфраструктуры сможем способствовать этому развитию.
– В каких областях компания «Фоссло», по вашему мнению, может оказать поддержку планам РЖД?
– Наше сотрудничество с РЖД, между прочим, имеет уже довольно продолжительную историю. Ещё до 2010 года мы в тесном сотрудничестве с РЖД разработали систему рельсовых скреплений, которая рассчитана специально для нужд российского железнодорожного сообщения. После успешного прохождения сертификации система W30 была установлена на более чем 800 км путевого полотна. В процессе получения необходимых допусков мы тесно сотрудничали с Научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта в Москве (ВНИИЖТ), а также с государственным университетом инженеров транспорта (МИИТ), результаты этого сотрудничества послужили отправной точкой для разработки нового стандарта для линий тяжеловесного движения в России.
Двигаясь в этом направлении, мы в прошлом году создали совместное предприятие с российским производителем шпал ОАО «БетЭлТранс». Благодаря этому мы помимо достижения других целей уже в следующем году сможем запустить локальное производство и сбыт компонентов системы W 30.
Кроме того, благодаря участию в другом совместном предприятии мы в 2013 году стали победителями конкурса на приватизацию крупнейшего в России завода по производству стрелочных механизмов в Новосибирске. Это сотрудничество также заложило краеугольный камень в разработку стрелочного перевода нового типа для тяжеловесного движения на российской сети железных дорог. Кроме того, это первая стрелка, которую компания «Фоссло» сконструировала на основе российских рельсовых профилей для колеи 1520 мм. То, что нам удалось сделать это совместными усилиями всего за четыре с половиной месяца, является для меня явным показателем подлинного сотрудничества.
То есть, как видите, есть множество примеров тому, что мы уже оказываем поддержку планам РЖД. Лишь недавно в Сочи мы подписали соглашение о дальнейшем сотрудничестве, прежде всего в сфере разработки рельсовых скреплений и стрелочных механизмов для участков высокоскоростного движения, и это ещё один последовательный шаг в направлении передачи ноу-хау.
– Высокая скорость – это хорошее ключевое понятие: в настоящее время в России широко обсуждается крупный проект, связанный с планами строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая должна соединить Москву и Казань. Этот проект позволит пассажирам в будущем преодолевать расстояние длиной почти 770 км за три с половиной часа. Затем планируется построить ещё две высокоскоростные трассы.
– Серьёзной и непростой задачей для РЖД, безусловно, является внедрение новых стандартов и норм для безопасного высокоскоростного сообщения на скоростях более 350 км/ч. В настоящее время в России пока что нет большого опыта работы с высокоскоростными трассами. Следовательно, отсутствуют и необходимые рамочные условия как в сфере техники, так и в законодательстве. И мы полностью разделяем мнение руководства РЖД в том, что опыт и нормы стран ЕС в этой сфере следует использовать в качестве основы для дальнейших разработок применительно к российским условиям.
Ведь во многом тот успех, которого удалось достичь в упомянутых выше проектах, обусловлен тем, что компания «Фоссло» располагает профессиональным опытом и компетенцией, полученными благодаря работе по всему миру. Так, например, один из факторов, позволивших нам быстро и успешно разработать стрелку для тяжеловесного движения в России, заключался в том, что у нас была возможность воспользоваться опытом наших шведских коллег по работе в условиях крайне низких температур скандинавской зимы.
Похожая ситуация и в сфере высокоскоростного движения: на наших внутренних рынках во Франции и Германии мы уже на протяжении многих десятилетий принимаем активное участие в модернизации и усовершенствовании высокоскоростного сообщения. И, опираясь именно на этот опыт, мы хотим помочь заложить технологическую основу успеха высокоскоростных проектов в России.
– Какие ещё цели содержит меморандум, подписанный в Сочи?
– Суммарная протяжённость российской сети железных дорог составляет почти 90000 км, и она не только является второй по величине в мире, но и благодаря значительной доле тяжеловесного движения относится к числу особенно загруженных сетей. Поэтому важный пункт соглашения затрагивает также возможности сотрудничества в сфере текущего содержания путей. Профилактическое обслуживание рельсов и стрелочных механизмов с учётом прежде всего высоких требований безопасности, предъявляемых к высокоскоростным участкам, является чрезвычайно важным аспектом. Именно на таких участках безопасность и надёжность эксплуатации должны всегда иметь наивысший приоритет. Кроме того, работы по текущему содержанию имеют большое значение и в экономическом плане. Наш опыт в европейском пространстве, а также в Китае показывает, что регулярное техническое обслуживание может существенным образом продлить срок службы рельсов и стрелочных переводов. И таким образом удаётся добиться окупаемости инвестиций в инфраструктуру и стабильного снижения расходов на эксплуатацию сети. Поэтому мы в рамках соглашения совместно прорабатываем вопрос, насколько наши услуги по текущему содержанию пути, такие, как, например, фрезерование или высокоскоростная шлифовка, могут способствовать продлению срока эксплуатации рельсов и стрелочных переводов в российской сети железных дорог.
– Ваша компания будет представлена в качестве участника на выставке ЭКСПО 1520. Какие ожидания вы связываете с участием в выставке в этом году?
– Последние события в российской железнодорожной отрасли вызывают чрезвычайно большой интерес. Поэтому компания «Фоссло» будет представлять решения по продуктам и сервисным услугам, благодаря которым мы сможем внести существенный вклад в успех предстоящих проектов. А в переговорах с нашими контрагентами и деловыми партнёрами мы хотим подчеркнуть, что стремимся к партнёрству на равных.
– Благодарим вас за интересную беседу!