Эксперты видят рост спроса на специализированный парк
В ближайшие годы прогнозируется увеличение спроса на специализированный подвижной состав.
По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) в настоящее время на сети «РЖД» эксплуатируется 441,5 тыс. специализированных вагонов. Около 92,6 тыс. ед. находятся за пределами срока службы, а в ближайшие 5 лет срок службы подойдет к концу еще у 49,9 тыс. ед. Ведущий эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ Георгий Зобов сообщил «Пульту управления», что «прогнозируется рост спроса на специализированные вагоны: цистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов, крытые вагоны, вагоны-платформы». Следует отметить, что парк специализированных вагонов почти не обновлялся за последние 20 лет, а его износ в некоторых сегментах достигает 90%.
По мнению экспертов ИПЕМ «в приоритете окажутся те производители, у которых в номенклатуре продукции присутствуют данные вагоны». Одним из производителей, которые уделяют особое внимание производству специализированных вагонов, является Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» (НПК ОВК).
В целях повышения конкурентоспособности во всех рыночных сегментах вагонной продукции железнодорожный холдинг расширяет свой модельный ряд с одновременным повышением специализации вагонов. Диверсификация продуктовой линейки позволит НПК ОВК гибко реагировать на изменение рыночного спроса и обеспечит преимущества в кастомизации продукции с учетом требований конкретного заказчика. В планах компании увеличить портфель сертифицированных модификаций грузовых вагонов нового поколения с 26 единиц в 2015 г. до 56 – в 2018 г.
На базе собственного Всесоюзного научно-исследовательского центра транспортных технологий (ВНИЦТТ) железнодорожный холдинг реализует программу по разработке новых моделей инновационного подвижного состава и прогрессивных технологий их производства. Важно, что в процессе проектирования принимают участие потенциальные клиенты компании из металлургической, горнодобывающей, сельскохозяйственной, нефтегазовой, химической, машиностроительной и ряда других отраслей, которые высказывают свои требования к конструкциям и характеристикам разрабатываемого подвижного состава.
До конца 2015 года НПК ОВК планирует получить сертификат соответствия на производство специализированных типов подвижного состава, среди которых вагон-хоппер для перевозки зерновых грузов с крышей из алюминиевых сплавов с увеличенным до 120 м? объемом кузова и грузоподъемностью 77 т и вагон-цементовоз грузоподъемностью 79 т и объемом кузова до 72 м?. Кроме того, проходят сертификационные испытания полувагон с глухим кузовом c увеличенным до 98 м? объемом кузова, зерновоз с объемом кузова 126 м?, а также крытый вагон с объемом кузова 175 м? и грузоподъемностью 72,5 т. Данные вагоны оборудованы ходовой частью с повышенной осевой нагрузкой 25 тс и по своим технико-экономическим характеристикам не имеют аналогов на рынке.
На производственных мощностях холдинга готовится к запуску производство диверсифицированной линейки цистерн нового поколения. Запланирован выпуск более 15 моделей вагонов и их модификаций, аналогов которых на российском рынке нет. В настоящее время проходят комплексные испытания несколько моделей цистерн на тележках 25 тс, среди которых вагон-цистерна для перевозки технической серной кислоты с повышенной до 77 т грузоподъемностью и вагон-цистерна для метанола, в конструкции которой в отличие от существующего подвижного состава использован котел с «ломанной» осью, что позволило повысить его объем до 88 м? и обеспечить большую погрузку. Изготовлен опытный образец цистерны для каустика и других химических грузов. Ведется разработка цистерны для химических грузов с котлом из алюминиевого сплава, а также вагонов для перевозки расплавленной серы и с котлом из коррозионностойкой стали с повышенными грузоподъемностью и объемом котла на тележках с осевой нагрузкой 25 тс.
Кроме того, в НПК «Объединенная Вагонная Компания» планируют в течение 2016-17гг. поставить на серийное производство целое семейство универсальных и специализированных вагонов-платформ для перевозки тарно-штучных грузов, колесной и гусеничной техники погрузочной длиной 40 футов, лесоматериалов погрузочной длиной 40 и 60 футов, контейнеров погрузочной длиной 40, 60 и 80 футов грузоподъемностью до 80 т. В планах на НИОКР также находятся специализированные платформы для труб, стали и штрипса, вагоны-думпкары с автоматизированной выгрузкой крупнотоннажных сыпучих грузов и вагоны-транспортеры для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
НПК ОВК ведет работу по усовершенствованию и существующих модификаций вагонов и внедряет новые конструкторские решения (применение сталей повышенной прочности, алюминиевых сплавов и композиционных материалов). Ведется разработка шестиосного полувагона сочлененного типа с увеличенным сроком службы на тележках с осевой нагрузкой 25 тс. Одним из принципиально новых шагов в отечественном вагоностроении станет разработка специалистами ВНИЦТТ ходовой части с осевой нагрузкой 27 тс и полувагона для перевозки насыпных грузов (уголь, руда, щебень) с увеличенной на 20% грузоподъемностью и габаритом. Это позволит значительно увеличить объемы перевозимых грузов в одном вагоне и как следствие снизить потребный парк грузоперевозчиков. При этом динамическое воздействие вагонов с осевой нагрузкой 27 тс на путь будет сопоставимо с находящимся в эксплуатации подвижным составом.
Безопасная петля
Бенджамин Кук, директор по работе со СМИ, Hyperloop Transportation Technologies,
Комфорт пассажиров – главное при разработке состава
Рубрики: Современная техника