Скорость – ресурс будущего
Сегодня в мировой практике скоростное и высокоскоростное движение рассматривается не просто как транспортный продукт, а куда в более глобальном качестве - как инструмент экономического развития.
В одной из своих монографий президент РЖД Владимир Якунин привел образную аналогию: «Если раньше о техническом и технологическом развитии страны судили по достижениям в космической сфере или ядерной энергетике, то теперь к ним добавляются и новые высокотехнологичные решения, в первую очередь такие как высокоскоростные магистрали».
История их развития подтверждает этот тезис. Первая в мире высокоскоростная магистраль появилась в Японии немногим более 50 лет назад. «Синкансэн» (в переводе - «новая магистраль») в октябре 1964 году связала Осаку и Токио, а курсировавшие по ней «поезда-пули» преодолевали 515 км за два с половиной часа.
Символично, что стартовала магистраль-первенец накануне открытия очень значимого спортивного события - XVIII летних Олимпийских игр, первых для Азиатского континента.
Долгие годы именно страна Восходящего Солнца задавала тон в развитии высокоскоростного движения. Невероятный уровень технологических разработок в сочетании с традиционным трудолюбием и желанием решать сложнейшие задачи на долгие годы обеспечили лидерство относительно небольшой по размеру стране.
Но научно-технический прогресс и распространение передовых технологий в мире привели к тому, что спустя полвека и по протяженности действующих магистралей, и по количеству проектируемых и строящихся, уверенно лидирует Китай. А вот компанию двум азиатским державам на пьедестале почета составляет Испания, занимающая лидирующее положение в организации высокоскоростного движения в Европе. И это выглядит неожиданным только на первый взгляд.
Во многих странах, в частности во Франции, Испании, Южной Корее, строительство высокоскоростных магистралей было ответом на глобальные экономические потрясения и кризисы. Причина кроется в желании стран получить косвенные эффекты от повышения скорости передвижения, среди которых все исследователи выделяют два основных: рост мобильности населения и производительности труда.
Классическим примером успехов в этом направлении является Германия, где очень развита трудовая и образовательная миграция, а система железнодорожного транспорта построена так, чтобы у людей была возможность ежедневно ездить в другие города, причем преодолевая существенные расстояния (100, 150 и даже 200 км).
Россия, по сути, стоит в самом начале большого пути развития масштабного скоростного и высокоскоростного движения. И для успеха этого проекта национального масштаба есть все предпосылки – значительные стимулы со стороны государства, интеллектуальный потенциал, технологии, расстояния, и, наконец, возможность учесть чужой опыт, и позитивный, и негативный. Так во все той же Испании нерациональное создание комплекса инфраструктуры (а не только железных дорог) привело к тому, что загрузка более 50 маршрутов ВСМ не превышает 15%.
Главной темой этого номера нашего журнала стал широкий спектр вопросов, связанных с организацией высокоскоростного движения, главный из которых - как превратить скорость в ресурс будущего нашей страны.
Безопасная петля
Бенджамин Кук, директор по работе со СМИ, Hyperloop Transportation Technologies,
Комфорт пассажиров – главное при разработке состава
Рубрики: Современная техника