В 2014 году в Центральной дирекции управления движением был проведён пилотный проект корпоративной аттестации. О его итогах рассказывает заместитель начальника Дирекции по кадрам и социальным вопросам Иван Яриков.
– Чем вызвана необходимость разработки пилотного проекта и внесения изменений в модель корпоративной аттестации?
– Действительно, аттестация в нашейкомпании проводилась регулярно. Но время вносит свои коррективы. Мы стали работать в условиях рынка, когда нужно принимать во внимание и требования клиентов, и предложения конкурентов… В этих условиях недостаточно оценивать сотрудника лишь по выполнению им должностных обязанностей. Нужна более дифференцированная оценка, которая включает не только оценку результатов деятельности, но и анализ корпоративных компетенций и личностных качеств. Поэтому мы с большим воодушевлением включились в проект по созданию нового формата аттестации, который разрабатывался Департаментом персонала, и провели пилотный проект, в рамках которого аттестацию прошли 254 руководителя. Это полигоны Октябрьской, Московской, Юго-Восточной, Приволжской и Красноярской дирекций управления движением.
– С какими трудностями вы столкнулись при подготовке пилота по аттестации?
– Был проделан колоссальный объём работы. Были досконально изучены и доработаны документы, регламентирующие проведение корпоративной аттестации, – в соответствии с задачами холдинга «РЖД». После этого началась разработка методики оценки основной производственной деятельности работника. Нужно было учесть множество нюансов, вплоть до специфики работы каждой дирекции управления движением. Например, для Юго-Восточной дирекции приоритетом была грузовая работа, а для Октябрьской – взаимодействие с портами. Основная трудность состояла в том, чтобы провести аттестацию таким образом, чтобы по ее итогам можно было увидеть конкретного человека, понять его личный уровень знаний, корпоративных компетенций – таких как ответственность, креативность, инновационность, лидерство.
– Как проходила аттестация в Центральной дирекции?
– Мы собирали оценки с трёх уровней организации: аттестуемого оценивали его руководитель, егоколлеги и его подчинённые. Затем в ходе беседы с руководителем все эти оценки обсуждались, чтобы в итоге работнику был выставлен тот балл, который соответствует реальному положению дел.
– В чём заключается главное преимущество нового формата аттестации?
– Аттестация позволила получить качественную обратную связь и, как итог, сделать комплексный вывод на основе результатов производственной деятельности руководителя, ассессмент-центра, тестов оценки уровня развития профессиональных и корпоративных компетенций, которые непосредственный руководитель анализирует вместе со своим подчинённым и формирует задачи на следующий период. Аттестация – это своеобразный рентген. Она позволяет увидеть профессиональные и деловые качества человека в деталях. А самому аттестуемому – понять свои слабые стороны и развивать их.
– В дирекции удовлетворены полученными результатами по пилоту?
– Да, дирекция показала хорошие результаты: 93,7 % руководителей аттестацию прошли успешно. Лишь трое аттестованы при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций руководителя.