Наглядный пример реализации процессного управления – «умный» или «интеллектуальный» контейнерный терминал на станции Клещиха
Максимум результата – минимум потерь
Неблагоприятная экономическая обстановка и нестабильность рынка активизируют переход компаний на процессный стиль управления, ориентированный на максимально эффективное использование внутренних ресурсов. В России тенденция возникла относительно недавно, но быстро усваивается. Чуть больше года потребовалось ПАО «ТрансКонтейнер», чтобы перейти от статуса «Стремление к совершенству» к «Признанному совершенству 4 звезды», удостоверяющему сертификатом Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) успешное улучшение деятельности. А в прошлом году организация управления и производства услуг компании по итогам аудита была признана соответствующей требованиям международного стандарта ISO 9001-2011.
Признанию рейтинговых агентств предшествовала долгая и трудоёмкая работа по моделированию процессов. Начиная с 2011 года по очереди были описаны основные процессы, процессы управления, обеспечивающие процессы и процессы развития. Всего 43 процесса верхнего уровня и более 500 моделей процессов. Затем на их основе были разработаны регламенты, положения о подразделениях, должностные инструкции и технологические карты. «При внедрении процессов мы столкнулись с непониманием того, как должны быть организованы основные процессы на 3-м и 4-м уровнях, где они состоят уже из отдельных, связанных между собой технологических операций, – рассказал заместитель генерального директора ПАО «ТрансКонтейнер» Павел Чичагов. – Дополнительного времени также потребовало освоение техники моделирования в программе ARIS».
Тем не менее цель была достигнута. Выделение части деятельности как отдельного объекта – бизнес-процесса – позволило управлять этим объектом: проектировать, регламентировать, оптимизировать, планировать и контролировать показатели его результативности и эффективности.
Наглядный пример реализации процессного управления – «умный» или «интеллектуальный» контейнерный терминал. Проект запущен на станции Клещиха Западно-Сибирского филиала ПАО «ТрансКонтейнер» для сокращения времени обработки контейнера на терминале. При завозе контейнера на терминал система идентифицирует транспортное средство и контейнер – проверяет наличие согласованного слота для заезда автотранспорта. Одновременно с этим производится технический и коммерческий осмотр контейнера с видео- и фотофиксацией данных. Все данные автоматически загружаются в систему и хранятся там для дальнейшего оперативного и долгосрочного планирования работы терминала.
Второй вариант реализации технологии – перегрузка сразу с автомобиля на вагон, что позволяет сократить время на погрузочно-разгрузочных операциях. А максимальная прозрачность процесса достигается при помощи специализированных мобильных персональных компьютеров, благодаря которым приёмосдатчик и механизатор независимо друг от друга производят подтверждение выполненных операций. Кроме того, система позволяет определить фактическое местоположение контейнера. В результате использование «интеллектуального контейнерного терминала» сокращает время обработки одного контейнера на 44%, что, в свою очередь, позволяет увеличить пропускную способность терминала и повысить производительность персонала и техники.
В масштабе компании внедрение бизнес-процессов обеспечивает рост маржинальности бизнеса, способствует снижению затрат и росту эффективность использования активов.