Кодекс корпоративного управления и Кодекс деловой этики ОАО «РЖД» должны войти в реальную деятельность как рядового работника, так и руководителей всех уровней
Курс и кризис
Финансовые осложнения прошлого года не отразились на стратегии развития человеческого капитала. В текущем году предстоит приложить усилия по совершенствованию корпоративной системы управления и внедрению норм Кодекса деловой этики ОАО «РЖД» в реальную деятельность как для рядового работника, так и для руководителя на всех уровнях управленческой вертикали. Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, подводя итоги 2014 года, отметил, что огромное значение сегодня уделяется не только повышению качества управления вообще, но и повышению качества трудовых ресурсов.
«Основным богатством компании считаем наших железнодорожников и в этом отношении строго соблюдаем Коллективный договор», – подчеркнул он. Принятые в холдинге Кодекс корпоративного управления и Кодекс деловой этики, по мнению президента, должны стать настольной книгой для руководителей всех звеньев.
Новая редакция этого документа была утверждена в конце 2012 года, и теперь она представляет собой своего рода систему координат по оценке поведения железнодорожников. Кроме того, компания одной из первых в стране перешла к системе определения коэффициентов личного участия руководителей в достижении конечного результата. Система действует с 1 июля прошлого года. «Совет директоров должен соотнести все принципы построения этих коэффициентов с теми требованиями, которые дополнительно внесены по линии правительства. Прекрасно понимаем, что каждая компания может иметь какие-то девиации с точки зрения идеологического подхода. В этой области мы точно не отстаём, а скорее всего, являемся передовиками», – подчеркнул Владимир Якунин.
Безопасность и сознательность
Огромное значение для РЖД имеет обеспечение безопасности перевозочного процесса. И здесь, безусловно, нельзя исключить значение человеческого фактора. Поэтому для руководителей всех звеньев по-прежнему остаётся актуальной задача повышения сознательного отношения работников к труду.
И только административно-репрессивными методами эту проблему не решить. В компании сформирована модель профессиональных компетенций, действует единая система корпоративных требований к персоналу (ЕСКТ). В результате стабильно (с 27,5 до 31,6%) на протяжении последних 6 лет увеличивалась доля работников с высшим и средним профессиональным образованием.
Кроме того, правильно сбалансирована структура трудовых ресурсов, в которой молодёжь занимает уже около 30%. Для стимулирования творческой активности студентам и аспирантам в 2014 году было присуждено 270 именных стипендий и 350 грантов на разработку дипломных проектов.
Профилактика и здравоохранение
Медицинский блок компании в условиях финансовой нестабильности не только не снизил показатели по оздоровлению работников, а даже увеличил их. «В уходящем году мы осуществляли традиционную для нас деятельность, что принесло определённые дивиденды. В отличие от общего здравоохранения мы давно занимаемся диспансеризацией и профилактикой», – подчеркнул вице-президент ОАО «РЖД» Олег Атьков. В частности, диспансеризацию прошли более 98% персонала. По сравнению с 2013 годом на 5,2% снизилась заболеваемость с временной утратой трудоспособности. В результате этого экономический эффект составил порядка 250 млн руб.
В сезон эпидемиологической опасности 2013/14 года против гриппа было привито 310 тыс. работников. Благодаря этому уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ снизился в целом в 4,4 раза, а у работников, связанных с безопасностью движения поездов, – в 6,7 раза, в том числе у работников локомотивных бригад – в 9,2 раза. «Естественно, вакцинация приносит свои плоды – мы экономим более 1 млрд руб. в год», – отметил Олег Атьков.
Кроме того, в прошлом году было реконструировано несколько отраслевых здравниц, в частности грязелечебница в ЛОК «Волжские дали».
Модернизированы фасады зданий спальных корпусов в санаториях «Долина нарзанов» в Нальчике и «Янтарь» в Светлогорске. Открыта радоновая клиника в воронежском санатории «Дон», введён в эксплуатацию современный спортивный плавательный бассейн в шадринском санатории «Жемчужина Зауралья». Начаты проектно-изыскательские работы по строительству второго современного спального корпуса на 180 мест в санатории «Радон» в Лисках.
Гарантии Коллективного договора
Поддержка ветеранов и пенсионеров является традиционным и важным направлением деятельности компании. В настоящее время на учёте Благотворительного фонда «Почёт» состоят более 500 тыс. человек. Общая сумма выплат, в том числе на оказание помощи пострадавшим в результате террористического акта на железнодорожном вокзале в Волгограде, оказание помощи неработающим пенсионерам железнодорожного транспорта, пострадавшим вследствие наводнения на полигонах Дальневосточной, Забайкальской и Южно-Уральской железных дорог, в прошлом году составила 3,8 млрд руб.
По словам Олега Атькова, в настоящее время выплаты, которые производятся неработающим пенсионерам через фонд «Почёт», охватывают 10 из 12 социальных гарантий действующего Коллективного договора. Это ежемесячная и единовременная благотворительная помощь, бытовое топливо, медицинская помощь, проезд в поездах пригородного и дальнего следования, оздоровление в железнодорожных здравницах, а также подписка на корпоративные издания.
Охрана труда и техника безопасности
В отраслевом профсоюзе отмечают, что благодаря проведённым совместно с РЖД мероприятиям по охране труда удалось добиться снижения производственного травматизма на 17%. Статистика летальных исходов снизилась на 7%. К сожалению, основная причина травматизма – нарушение технологии производства работ и несоблюдение техники личной безопасности. «Мелочей в вопросах охраны труда и безопасности движения не бывает, и у людей должно быть всё необходимое для работы», – сказал председатель Роспрофжела Николай Никифоров.
Однако по ряду направлений усилия должны быть продолжены. «Необходимо принять решение по сигналистам, решить по всем структурным подразделениям вопрос с переносными радиостанциями, где это положено, сигнальными принадлежностями и исправным сертифицированным инструментом. Именно этими проблемами мы занимаемся третий год», – отметил он.
Дисциплина и качество
Со своей стороны профсоюз активизировал работу общественных инспекторов по безопасности движения и уполномоченных по охране труда. Каждый случай брака в работе и выявления алкогольного опьянения у работника рассматривается на заседаниях профкомов и обсуждается в трудовых коллективах.
По инициативе ЦК профсоюза совместно с РЖД перерабатывается действующее положение об организации общественного контроля над обеспечением безопасности движения поездов. Уже создан профильный комитет, утверждён его состав и положение о нём. Задача нового органа – вскрывать причины нарушений и готовить предложения по их дальнейшему исключению. Уже проведено два совещания по случаям таких нарушений на Западно-Сибирской, Московской, Свердловской и Забайкальской дорогах.
Производственные отношения
Ещё одна тенденция прошлого года – снижение на 5% неправомерно наложенных на работников взысканий. Отмечен рост нарушений в сфере оплаты труда. В пользу работников взыскано и выплачено материальной помощи, премий, пособий, доплат за сверхурочную работу и работу в выходные дни, а также оплаты командировочных расходов, технической учёбы и других выплат на общую сумму свыше 200 млн руб. «Нарушения трудового законодательства, пренебрежительное и грубое отношение к работникам негативно влияют на мотивацию труда. С такими явлениями профсоюз борется», – подчеркнул Николай Никифоров.
В Роспрофжеле отмечают, что, несмотря на все сложности, компания, как и большинство дочерних обществ, выполняет нормативы основных социальных документов: коллективных договоров и тарифных соглашений. Они являются гарантом взаимных обязательств работодателя и работников.
В июле 2014 года завершилась работа по передаче персонала локомотивных ремонтных депо Центральной дирекции по ремонту тягового подвижного состава в сервисные ремонтные компании ООО «ТМХ-Сервис» и ООО «СТМ-Сервис». Благодаря тому, что между ОАО «РЖД», сервисными компаниями и профсоюзом были заключены трёхсторонние соглашения о трудоустройстве, процесс перехода работников прошёл бесконфликтно. Б
Были созданы профсоюзные организации и заключены коллективные договоры. В целом в прошлом году подписано шесть новых коллективных договоров, ведётся работа по заключению ещё шестидесяти.
Межотраслевая деятельность профсоюза
Отраслевой профсоюз отстаивает интересы железнодорожников в правительстве, Российской трёхсторонней комиссии и других государственных и общественных структурах. В частности, по индексации грузовых тарифов, заработной платы, финансированию пригородных и дальних пассажирских перевозок, выделению инвестиций для развития инфраструктуры железных дорог.
«Так, профсоюзы Кузбасса осенью пошли на поводу у собственников угольных предприятий и местных властей по вопросам 10-процентной индексации грузовых тарифов в наступившем году. На заседании исполкома ФНПР мы доказали несостоятельность претензий угольщиков и облсовпрофа, получили поддержку большинства профсоюзов России, в том числе угольной отрасли», – отметил Николай Никифоров. Необходимо укреплять профсоюзные организации на территориальном уровне, чтобы работать на опережение и самим ставить вопросы перед властями на местах, добиваясь их решения на принципах справедливости и социальной ответственности. «В силу известных причин 2015 год будет непростым, но профсоюзные организации продолжат работу по повышению качества труда и выполнению установленных заданий», – резюмировал Николай Никифоров.