Воспитание лидерских качеств руководителей и сотрудников особенно важно для компаний, стоящих на пороге перемен
Относительно недавно ОАО «РЖД» провело ребрендинг. Были заменены внешние признаки компании – логотип, цветовое сочетание оформления подвижного состава и т.п. Однако суть ребрендинга прежде всего в корректировке ценностей и принципов, которыми должны руководствоваться все работники компании в своей трудовой деятельности. Корпоративные компетенции вытекают из ценностей бренда, показывают, какими навыками и деловыми качествами должны обладать сотрудники для воплощения их в жизнь.
Первая ценность компании – это мастерство сотрудников, которые должны выполнять свою работу на самом высоком профессиональном уровне. Для этого требуются компетентность и клиентоориентированность. Вторая ценность – целостность, состоящая из корпоративности и ответственности, нацеленности каждого на качество и безопасность. Третья заключается в обновлении. Развитие и совершенствование компании, использование новых возможностей требуют креативного подхода и лидерских качеств от работающих в ней людей.
Известно, что не сам Генри Форд собрал самый первый автомобиль, и не сам Стивен Джобс придумал первый персональный компьютер, и не Билл Гейтс создал первую операционную систему. Но каждый из них совместил в себе два очень важных качества, которые позволили им добиться таких больших результатов в бизнесе: умение разглядеть новые перспективные идеи и способность организовать эффективно работающую команду единомышленников для их реализации. Иными словами, все они обладали инновационными компетенциями лидеров, необходимыми для успешного ведения бизнеса на основе использования базисных технологических инноваций и накопленного человеческого капитала.
Упоминая термин «лидерство», важно понимать его значимость для каждого сотрудника. О лидерстве сказано уже много и многое ещё можно сказать. Работая с молодёжью подразделений компании, часто сталкиваешься с такой ситуацией, когда молодые люди, получившие определённый набор знаний и компетенций на различных слётах, неохотно соглашаются выполнять задаваемые упражнения, ссылаясь на то, что они уже это делали и знают, что должно получиться. Тем самым они демонстрируют пример снобизма и заносчивости. Ведь известно из русской пословицы, «повторенье – мать ученья». Нельзя приобрести нужный навык, выполнив какое-то действие один раз. Порой, чтобы что-то отложилось, нужно выполнить это действие несколько раз, а лучше показать, как это делается другому несведущему человеку. Именно так закрепляется навык и усваиваются знания.
Только тот, кто прошёл по пути знаний несколько раз, смог донести и помочь другим и способен повести за собой, приобретает навык лидерства.
Проблемы воспитания лидерских качеств и навыков инновационной деятельности находятся на переднем плане современного менеджмента. Поэтому неудивительно, что они так тесно переплетаются между собой. Приведём несколько заповедей, которые позволят осознать всю ответственность, которая ложится на лидера.
Первая заповедь гласит, что лидеру нужно проявлять твёрдость характера и заботиться об окружающих. Лидер – это человек, который прежде всего служит другим, а потом думает о себе. Так формируется ответственность за принимаемые решения.
Вторая заповедь наставляет лидера на похвалу окружающих. Если хочешь, чтобы тебя хвалили, найди добрые слова для других. Подчинённые, как правило, менее уверены в себе, чем их руководители. Чтобы поднимать их самооценку, нетрудно сказать доброе слово, как в конце рабочего дня, так и в процессе работы.
Третья заповедь – справедливое распределение труда между сотрудниками. И по сей день в некоторых компаниях практикуется метод «выжми из работника всё». Такой принцип работы приводит к тому, что большая часть молодых сотрудников отрабатывает по специальности 3–5 лет и уходит в сопутствующие структуры, куда их охотно берут с соответствующим «багажом знаний». Вопрос «почему так происходит?» можно отнести к риторическим.
Управленческие компетенции до недавнего времени приобретались собственным опытом. Однако сегодня есть примеры иного подхода к воспитанию лидерских качеств сотрудников. В частности, создание Корпоративного университета ОАО «РЖД» и финансирование курсов повышения квалификации выводит на новый уровень управленческий опыт руководителя. Именно от него зависит, приживутся в компании корпоративные модели компетенций или нет. И станет ли он сам заурядным начальником-однодневкой или харизматичной личностью, способной вывести компанию на новый виток развития, а сотрудников сплотить в монолитный и ответственный коллектив.
Четвёртая заповедь – о правильной и конструктивной критике окружающих. Здесь существует такое сильное препятствие, как синдром правильного ответа. Нас учат в школе правильно отвечать на поставленные вопросы, а за неправильные наказывают плохой отметкой. Выработанный за годы пребывания в учебных заведениях опыт играет очень важную роль в нашей жизни. Но вот с точки зрения креативного мышления приобретённый инстинкт мешает иногда выработке принципиально новых, необычных и нестандартных решений.
Ещё один барьер для креативного мышления – страх потерпеть неудачу. Не надо бояться неудач, когда речь идёт о поиске нового оригинального ответа. В конце концов отрицательный результат – тоже результат. Однажды один репортёр язвительно заметил Томасу Эдисону, что его попытки создать электрическую лампочку окончились провалом, поскольку безрезультатно были использованы тысячи различных материалов. Гениальный изобретатель ответил, что, наоборот, было получено множество результатов, и теперь известны несколько тысяч препятствий, которые не позволят лампочке работать.
Нужно отметить и обратную сторону. Руководитель, который постоянно ругает и критикует персонал, непременно создаст в своём коллективе деструктивную атмосферу:
– у сотрудников от постоянной критики в их адрес могут развиться депрессия и нежелание выполнять свои обязанности;
– негативные эмоции и стресс повлекут за собой различные психические и физические недуги;
– работники могут обозлиться, замкнуться в себе или с прохладцей относиться к работе;
– перестанут уважать себя и руководство;
– станут изливать свою боль и обиду на нижестоящих по рангу, что негативно повлияет на весь коллектив;
– наконец, увеличится риск увольнений и, как результат, текучка кадров.
На любого сотрудника при его адаптации на рабочем месте затрачивается много энергии и денежных средств, чтобы он стал полноценным членом компании. Но если руководитель будет допускать необоснованную критику в сторону сотрудника, усилия окажутся напрасными. Постоянная критика всегда разрушительна, но существует позитивный способ, с помощью которого можно внести изменения во внутренние отношения в компании – честность. Быть честным по отношению к руководству – это говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно слышать.
Быть честным по отношению к подчинённым – говорить, когда они правы или нет. Кроме того, нужно уметь признавать свои ошибки.
Пятая заповедь напоминает нам о важности «мелочей». То, что для начальника средней руки мелочь, для лидера должно стать инструментом мотивации. К примеру, искренний интерес к личной жизни сотрудников. Дни рождения и юбилеи не только подчинённых, но и членов их семей должны быть записаны и лежать на краю стола. Если не можете контролировать эти даты сами, попросите секретаря напоминать их.
Шестая заповедь – будь доступен. Такие контакты дадут вам возможность быть в курсе развития своих сотрудников, так как ваш личный рост должен быть на шаг впереди вашего окружения.
Современные молодые люди порой развиваются значительно быстрее и масштабнее, чем предыдущее поколение. Если хотите быть всегда в теме, будьте доступны для окружающих. Современные тенденции развития зарубежных компаний привели к тому, что в офисах стали открывать корпоративные кафе с бесплатными напитками, где сотрудники разного уровня могут за чашкой кофе обсудить в перерыв или после работы насущные проблемы компании. Авторы идеи неформального общения обосновывают её тем, что в непринуждённой атмосфере люди легче идут на контакт, высказывают личное мнение и предлагают неординарные идеи, то есть «умные мысли» не уходят за стены компании. Кроме того, в заведениях вне офиса могут находиться конкуренты или даже информационные шпионы.
Седьмая заповедь – сделай всё от тебя зависящее, чтобы сотрудники чувствовали себя рядом с вами надёжно. Чувство защищённости – одна из первых потребностей сотрудников в компании.
Всякое бывает на рабочем месте, никто не застрахован от ошибок или неправильных решений, но лидер отличается тем, что в сложных ситуациях берёт удар на себя. И это правильно, так как неудачи сотрудников – ваша личная недоработка, а достижения – коллективный успех и ощутить его должен каждый. Это создаёт атмосферу общей заинтересованности в достижении целей, помогает поддерживать дружеские отношения в коллективе и снимает некоторые негативные моменты, которые может создавать нездоровая конкуренция.
Восьмая заповедь – содействуйте сотрудникам в их попытках улучшить работу компании. Поддерживайте самые разные идеи, в том числе и те, которые могут показаться в настоящее время неосуществимыми. Они могут содержать полезные ростки инноваций для будущего. Новые или нестандартные предложения могут показаться на первый взгляд почти наверняка ошибочными. Тем не менее принимайте их за точку отсчёта для дальнейшего обдумывания и развития. Немедленный отказ убьёт не только саму идею, но и всякое желание у сотрудников продолжать в дальнейшем творческий поиск. Поэтому лидер должен демонстрировать открытость для любых новаций.
В некоторых организациях для поддержания инновационной активности сотрудников создаются специальные пространства креативного мышления. Они наполняются различными картинами, фотографиями, не имеющими отношения к работе журналами, строительными материалами и другими посторонними на первый взгляд предметами, которые могут способствовать генерации идей в среде, свободной от каждодневной рутины.
Вместе с тем создаются компьютерные программы, позволяющие развивать творческое мышление. Они чем-то напоминают компьютерные игры и заставляют проявлять навыки творческого мышления в сочетании с использованием определённых алгоритмов и стандартных подходов к решению проблем.
Однако ключевым фактором остаётся умение руководителя донести долгосрочные стратегические преимущества активной творческой работы как для каждого из сотрудников в отдельности, так и для коллектива в целом.
Девятая заповедь. Узнавайте индивидуальные потребности своих сотрудников и прилагайте усилия, чтобы привязать их к долгосрочным стратегическим планам развития компании. К примеру, поощряйте персонал за приверженность к здоровому образу жизни и полноценному отдыху.
Можно устраивать соревнования по командным видам спорта, организовывать коллективные выезды на природу. Предприятие от этого получит экономию на больничных листах, а сотрудники только положительно оценят ваши заботу о них.
Эффективный лидер нужен там, где вводят перемены, в противном случае можно ограничиться обычным менеджером. В современном бизнесе они происходят непрерывно, неожиданно и очень быстро, поэтому востребованность в инновационных лидерах только растёт. Одной из главных целей инновационного лидера является стимулирование в коллективе непрерывного творческого поиска, или, как сейчас принято говорить, – креативности.
Единственное, что для него неприемлемо – это авторитарно-репрессивный стиль управления, который не позволит этого добиться.