В основе политики взаимодействия с госорганами – система убедительной аргументации
Открытое акционерное общество «РЖД» занимает уникальное место в российской экономике и системе реализации социальной политики Российского государства.
Компании приходится работать сразу в двух системах координат: в условиях жёсткого государственного регулирования и при этом в ситуации напряжённой конкуренции с альтернативными поставщиками услуг: автомобильным, авиационным и трубопроводным транспортом.
Это одновременно и осложняет, и облегчает взаимодействие компании с органами государственной власти.
С одной стороны, ОАО «РЖД» действует в рыночной среде, с другой стороны, функционирование холдинга регламентируется его положением как естественной монополии. По этой причине компании необходимо одновременно заботиться о повышении финансовой эффективности и отдачи на инвестированный капитал и при этом обеспечивать выполнение задач, поставленных государством, нередко исключающих для ОАО «РЖД» достижение положительного финансового результата.
И на этом сложности не заканчиваются. В отношениях с государством компания проявляет себя не только как объект (реформирования, регулирования, выполнения государственного заказа и т.д.), но и как субъект отношений, активно участвующий в выработке ключевых аспектов развития и структурного реформирования железнодорожного транспорта. Конечно, такая активная деятельность компании не является в полной мере самостоятельной, мы лишь раскрываем на практике те полномочия, которые нам предоставлены Правительством Российской Федерации в рамках общего курса, задаваемого руководством страны, и в целях достижения максимальной эффективности преобразований в железнодорожной отрасли.
Всё это создаёт ситуацию, при которой взаимодействие с органами государственной власти приобретает для ОАО «РЖД» первостепенное значение.
Это касается и корректировки российского законодательства, и вопросов определения приоритетов развития транспортной инфраструктуры. По широчайшему спектру вопросов, в которых компания имеет уникальный опыт и знания, ОАО «РЖД» выступает в качестве инициатора и двигателя изменений. Мы изучаем проблемы, комплексно прорабатываем варианты их решений и с лучшими из них выходим на органы государственной власти, а затем на множестве совещаний с участием представителей государства с графиками и схемами буквально «на пальцах» объясняем ожидаемые положительные результаты в случае принятия этих решений.
Указанную работу ОАО «РЖД» приходится проводить далеко не в комплиментарной среде. Общие представления о компании как об «избыточно богатой, которая только прикрывается убыточной», свойственны не только общественности, но и отдельным представителям органов государственной власти. Такое отношение наряду с представлением о «монополистичности» компании, её «неповоротливости» эксплуатируются различными внешними заинтересованными сторонами в ущерб интересам транспортного развития России.
К сожалению, история про слона и моську здесь не работает. В нашем случае внешние заинтересованные стороны имеют выход на все уровни процесса принятия государственных решений. Более того, они постоянно осваивают новые инструменты давления на компанию, в частности в последнее время они пытаются использовать для этого столь нужные для страны институты общественного контроля.
Иногда у них это получается – некоторые из этих институтов допускают случаи сопровождения интересов внешних заинтересованных сторон в сфере деятельности ОАО «РЖД». Вместо инструментов объективного анализа проблем они превращаются в средство лоббирования частных коммерческих интересов, забывая свою изначальную цель – повышение эффективности работы железнодорожной отрасли.
Таким случаям компания противопоставляет собственную активную деятельность по выстраиванию каналов коммуникаций с внешней средой. Для этого мы пытаемся найти взаимопонимание с самими внешними заинтересованными сторонами, а также выступаем за более широкое и пропорциональное представительство общественных организаций и участников рынка в институтах общественного контроля. На самом деле железнодорожная отрасль огромна, но большинство её участников не имеют собственного голоса. В этом мы видим препятствие для дальнейшего развития отрасли.
В таких условиях при взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества компания делает ставку на убеждение, вовлечение и открытость. Это три наших ключевых подхода: мы открыты для взаимодействия со всеми активными представителями внешней среды, стараемся сделать свою деятельность максимально понятной широкому кругу людей, влияющих на принятие государственных решений, вовлекаем их в решение проблем железнодорожной отрасли, а также убеждаем их в необходимости тех или иных решений. Для комплексного раскрытия этих трёх подходов в практической деятельности президентом компании В.И. Якуниным недавно была утверждена функциональная стратегия взаимодействия ОАО «РЖД» с органами государственной власти, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества.
Суть политики убеждения – насыщение системы непосредственных контактов с внешней средой убедительной аргументацией в защиту интересов компании через все возможные каналы донесения позиции компании до лиц, принимающих решения. Убеждение осуществляется через общение не только с самими лицами, принимающими решения, но и с их окружением. Также для этого организуются специальные информационные поводы, направленные на привлечение внимания к тому или иному вопросу.
Существующая в ОАО «РЖД» система взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества как на федеральном, так и на региональном уровне способна решать задачи взаимодействия любого уровня и в целом, по данным корпоративных социальных отчётов, продемонстрировала устойчивый рост государственной бюджетной поддержки и государственных инвестиций, совершенствование системы государственного регулирования и наращивание глубины сотрудничества холдинга и органов государственной власти.
Принципиальным достижением последних двух лет в организационном развитии системы взаимодействия ОАО «РЖД» с внешней средой является обеспечение согласованной работы по воздействию на органы государственной власти с помощью инструментов GR- и PR-коммуникаций.
К первым относятся традиционные прямые инструменты взаимодействия с органами государственной власти: переговоры, переписка, участие в совместных мероприятиях. В число инструментов PR-коммуникаций включается воздействие на органы государственной власти опосредованно, через СМИ, а также общественное мнение, выражаемое в обращениях общественных организаций, бизнес-сообществ, а также в массовых общественных инициативах, таких как акция сбора подписей в поддержку пригородного пассажирского сообщения «Сохраним поезд».
При этом значительная роль отводится СМИ как ретранслятору сигналов компании, усиливающему и фокусирующему этот сигнал.
С помощью СМИ обеспечивается формирование благоприятного общественного мнения, обозначается позиция компании по отдельным вопросам, ведутся «заочные» дебаты с внешними заинтересованными сторонами. Также по этим каналам осуществляется воздействие на медийную повестку, экспертный дискурс, зондирование позиций внешних стейкхолдеров. Наконец, с помощью СМИ обеспечивается политика открытости компании.
Эффективное сочетание указанных инструментов воздействия облегчается для ОАО «РЖД» тем, что профильные подразделения компании – Департамент по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти и Департамент корпоративных коммуникаций – постоянно находятся в поле зрения президента компании В.И. Якунина и непосредственно курируются одним топ-менеджером – статс-секретарём – вице-президентом ОАО «РЖД» А.А. Мещеряковым. Ну и, конечно, помогают хорошие рабочие контакты двух департаментов – по всем вопросам мы довольно быстро находим взаимопонимание.
Ещё одним важнейшим шагом на пути повышения эффективности взаимодействия с органами власти стала централизация информационной «подпитки» со стороны ОАО «РЖД» органов государственной власти. Эта практика касается ключевых вопросов взаимодействия с органами государственной власти. Её осуществление обеспечивается благодаря личному контролю и управлению потоками информации со стороны статс-секретаря – вице-президента ОАО «РЖД» А.А. Мещерякова.
В результате по целому ряду вопросов компания имеет чёткую систему аргументации своих предложений. Кроме того, по этим проблемам исключается предоставление вовне противоречивых данных, возникающих из-за того, что какие-то подразделения компании не согласовали с другими цифры и данные, которыми они оперируют.
Только такая системная работа с органами государственной власти способна обеспечивать столь существенные для компании и страны в целом результаты, как выделение средств государственной поддержки на модернизацию железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Так, в конце 2014 года Правительством Российской Федерации было принято решение об увеличении уставного капитала ОАО «РЖД» на 50 млрд руб. путём размещения привилегированных акций, которые подлежат использованию в целях модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба.