За многие годы использования системы Квалификационных справочников (ЕКТС) возникли организационные, правовые, методические, финансовые и прочие проблемы
В то же время изменяющийся рынок труда требует постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника.
Действующие в настоящий момент справочники содержат описание трудовых функций порядка 5 тыс. рабочих специальностей, более 2,5 тыс. должностей служащих и носят скорее рекомендательный характер. Кроме того, они постепенно устаревают, новых профессий в них либо вообще нет, либо их описание не соответствует действительности. Именно этим и обусловлена потребность изменения действующей системы квалификаций.
Следует отметить, что подобная ситуация складывается не только в России. В течение последних 20 лет более чем в 100 странах мира идёт работа по созданию и внедрению национальных квалификационных структур и стандартов (НКС), национальных систем квалификаций (NQF). Лишь пять из них, в том числе Россия, разрабатывают их самостоятельно. Для всех остальных стран Всемирным банком и Европейским союзом в рамках ряда программ выделяются «донорские» материалы и средства.
Официально понятие «профстандарты» появилось в Трудовом кодексе РФ в конце 2012 года, тогда же началась их разработка.
К 2015 году в России нужно разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов (ПС). Пока в открытой базе Минтруда чуть более 170. Основная работа ведётся по профессиям и должностям в госструктурах и бюджетной сфере, постепенно к ней подключается и бизнес.
В мировой практике ПС является ключевым механизмом саморегулирования рынка труда. Он представляет собой многофункциональный нормативный документ, устанавливающий целый ряд требований в рамках конкретного вида профессиональной деятельности. Они касаются содержания и качества труда, условий трудовой деятельности, уровня квалификации работника, практического опыта, профобразования, необходимых для конкретной квалификации.
Предполагается, что в России, как и в Европе, стандарты выступят в роли посредника между системой подготовки кадров и их использованием в конкретных видах экономической деятельности. В то же время они являются основой для аттестации специалистов, решения при приёме их на работу, так как задают чёткие и понятные требования к компетенциям: какими знаниями и навыками они должны обладать, чтобы быть востребованными.
ПС состоит из структурных единиц, каждая из которых относится к определённому квалификационному уровню и содержит подробное описание необходимых знаний и умений, уровня ответственности и самостоятельности, а также сложности выполняемой трудовой функции.
На практике применение ПС позволяет работодателю сформулировать требования к персоналу, а работнику – оценить, насколько его компетенции соответствуют требованиям рынка труда и конкретного работодателя. Для системы профессионального образования это повод к разработке современных образовательных стандартов и программ.
Кроме того, это не только возможность сформировать принципиально новый классификатор профессий для конкретного вида экономической деятельности, но и попытка обновить содержание трудовой деятельности для работников и работодателей, что позволит поддерживать и улучшать стандарты качества.
Поскольку ПС является, по сути, профессиональным минимумом, которому должны соответствовать все работники и руководители отрасли, он может быть использован в качестве основы для создания корпоративных нормативов. При этом есть возможность расширить или уточнить функции работников с учётом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности в компании. Одновременно это основа для совершенствования профессиональных компетенций работников и их сертификации.
При этом нельзя не отметить, что ПС нужны не только работодателю, они ложатся в основу формирования всех уровней профессионального образования государственных образовательных стандартов и программ, в том числе для обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам и установления квалификационных уровней.
Для работодателей профессиональные стандарты должны стать основой по конкретизации требований к работникам при выполнении ими трудовой функции, для решения задач в области управления персоналом (в частности, тарификации должностей), при отборе кадров и планировании их карьеры. Кроме того, они необходимы при проведении процедур стандартизации и унификации в рамках вида экономической деятельности и при оценке квалификации, аттестации и сертификации специалистов. Если работник не соответствует профессиональным требованиям – это важный фактор при его увольнении.
Для решения столь масштабной задачи у нас в стране создан Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, который будет выполнять консультативные функции при создании системы профстандартов. Его экспертные заключения будут носить рекомендательный характер. Председателем совета назначен глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. В состав совета вошли министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, ректор МГУ Виктор Садовничий, вице-президент ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов, всего 33 человека.
Национальный совет уже работает, и в настоящий момент его основной задачей является создание и развитие системы профессиональных квалификаций в России. Основными направлениями в этой деятельности считаются:
1. Разработка предложений по приоритетным направлениям подготовки высококвалифицированных кадров.
2. Координация работы по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций, её нормативно-правовое обеспечение.
3. Экспертиза проектов ПС и анализ соответствия федеральных образовательных стандартов профессиональным.
В настоящий момент в РЖД используется 1210 наименований профессий и должностей, из них 182 являются специфичными для железнодорожного транспорта. Профессиональными стандартами установлены квалификационные требования для четверти от всей численности персонала компании.
«Желдортранс» в рамках Национального совета наделён функциями отраслевого Совета по профессиональным квалификациям, в который вошли представители РЖД, дочерних организаций и Роспрофжела.
Совет будет проводить экспертизу всех без исключения проектов профессиональных стандартов, касающихся железнодорожного транспорта, разработанных как непосредственно ОАО «РЖД», так и другими организациями отрасли, а также сквозных ПС.
В перспективе необходимо разработать классификатор профессий и виды профессиональной деятельности работников холдинга «РЖД» и в целом железнодорожного транспорта. А затем в соответствии с ним и профессиональные стандарты в рамках квалификаций.
Кроме того, совету предстоит сформулировать образовательные стандарты и учебные вузовские программы, по которым будут готовиться кадры для железнодорожного транспорта на основе утверждённых ПС. Следующим шагом станет распространение профессиональных стандартов на ДЗО холдинга и организации железнодорожного транспорта, не входящие в него.
В компетенции отраслевого совета также входит организация независимой оценки квалификаций и сертификации работников и общественной аккредитации образовательных учреждений.