Российские компании всё более широко применяют принципы корпоративной социальной ответственности. Одним из лидеров этого процесса эксперты РСПП называют ОАО «РЖД»
Корпоративная социальная ответственность (КСО) – дань моде или жизненная необходимость? Представление российских компаний об этом всё больше соответствует мировым тенденциям, хотя национальный колорит никто не отменял. Чего же больше между отечественными и зарубежными практиками – сходства или различий? Выгодно ли нашему бизнесу быть ответственным перед обществом?
Открытость. Прозрачность. Отчётность
Термин Corporate Social Responsibility восходит ещё к середине прошлого века. В 1953 году американский экономист Ховард Боуен опубликовал работу «Социальная ответственность бизнесмена», в которой обозначил принципиальные подходы к проведению КСО. Суть сводилась к тому, что предприниматели – это часть общества. Спустя более чем полвека принципиально ничего не изменилось: в мире всё больше укрепляется убеждение о том, что бизнес «в ответе за тех, кого приручил». Что это значит?
В нынешнем году Европейская комиссия приняла решение о том, что компании, в которых работают более 500 человек, должны публиковать данные о своей стратегии, рисках и результатах деятельности в таких областях, как социальная политика, трудовые отношения, права человека, экология, предотвращение коррупции. С 2017 года такое раскрытие информации станет в Европе обязательным. В то же время Всемирная федерация бирж – крупнейшая отраслевая ассоциация на рынке ценных бумаг – объявила о создании рабочей группы для формирования общих требований к раскрытию информации о социально значимых аспектах деятельности эмитентов. И это также в ближайшем будущем станет обязательным. В прошлом году появились новые регламенты отчётности. Так, Global Reporting Initiative (GRI) опубликовала новую версию руководства по отчётности в области устойчивого развития (G4), а International Integrated Reporting Council (IIRC) выпустил стандарт интегрированной отчётности в поддержку новых тенденций КСО.
Проводится работа, нацеленная на то, чтобы компании шли по направлению повышения информационной открытости в области социальной ответственности, а общество имело возможность оценить их результативность. В фокусе внимания сегодня – экология, права человека, социальная политика, безопасность в широком смысле, предотвращение коррупции. Но, что важно, права человека рассматриваются именно в аспекте предпринимательской деятельности. «Когда говорится об этом аспекте применительно к КСО, имеется в виду широкий контекст: это и влияние на здоровье, и трудовые права, и вопросы сохранения окружающей среды, и безопасность продукции, и свобода информации, и управление нефинансовыми рисками», – рассказывает директор Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчётности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Елена Феоктистова.
Россия и мировые тренды
Понимание КСО в России всё больше соответствует общепринятому Международному стандарту ISO 26000 («Руководство по социальной ответственности»). «Наиболее популярные темы у нас – экология, безопасность и условия труда, социальная и кадровая политика, благотворительная деятельность», – говорит Елена Феоктистова. По её словам, наименее востребованной в России остаётся пока тема прав человека.
В нашей стране есть свой национальный стандарт – это ГОСТ РИСО 26000 «Руководство по социальной ответственности», который был принят в 2012 году. Это прямой аналог международного ISO 26000. Всё чаще крупные компании в своей практике опираются на этот стандарт. Акценты и приоритеты могут быть разными, но общим становится понимание, что КСО – это ответственность за весь комплекс не только социальных, но и экологических, экономических воздействий и что базируется она на эффективном взаимодействии с заинтересованными сторонами.
Центр корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчётности РСПП совместно с Европейским университетом в Санкт-Петербурге провели исследование на базе той информации, которую предоставляют о себе компании. Как говорят организаторы данной работы, требовалось понять, что становится основным предметом внимания, сравнить это с мировой практикой, оценить качество раскрываемой информации. Как выяснилось, в российских компаниях гораздо более выпукло, чем в западных, звучит тема социальной деятельности и корпоративной благотворительности, в том числе это касается участия во внешних программах.
Также сейчас активнее стали освещаться вопросы управления и ответственности в цепочке поставок. А вот проблема изменения климата в интересах социально ответственного бизнеса занимает куда более скромное место.
Лучшие практики
В числе российских компаний, наиболее близких в своей практике КСО к актуальным мировым трендам, Елена Феоктистова называет лауреатов Всероссийского конкурса РСПП «Лидеры российского бизнеса: динамика и ответственность», итоги которого были объявлены в марте. Так, в номинации «За высокую социальную ответственность» победили «Северсталь» и СУЭК. В специальных номинациях «За вклад в решение социальных проблем территорий» были отмечены «Металлоинвест» и «Сахалин Энерджи», «За информационную открытость» – ГМК «Норильский Никель», «За экологическую ответственность» – «Архангельский ЦБК». В прошлые годы в числе победителей были отмечены «ЛУКОЙЛ», «Российские железные дороги», Магнитогорский меткомбинат, «Еврохим».
По мнению экспертов, весьма успешную политику корпоративной социальной ответственности проводит ОАО «РЖД». «Есть свой корпоративный документ – Коллективный договор, в котором компания определяет то, как и в чём именно она видит концепцию социальной ответственности, – говорит Елена Феоктистова. – В РЖД понимают необходимость ответственности за те воздействия, которые они оказывают на окружающую среду и т.д.» Также эксперты отмечают сильные социальные программы для работников холдинга. «В РЖД есть свой корпоративный пенсионный фонд, благодаря чему большое количество сотрудников имеют дополнительное пенсионное обеспечение, это очень важно», – отмечает Елена Феоктистова.
Отдельного внимания, по её мнению, заслуживает развитая социальная инфраструктура, касающаяся организации летнего отдыха, в том числе детского, а также образовательные программы для сотрудников, программы повышения квалификации, молодёжные проекты. Кроме того, в компании существует целое направление, которое касается обеспечения доступности услуг для определённых категорий населения. Для пожилых людей, для тех, кто нуждается в дополнительной поддержке. Есть определённые льготы. Компания делает довольно серьёзный социальный акцент в своей деятельности, считает эксперт.
В национальном реестре корпоративных нефинансовых отчётов на сайте РСПП можно увидеть, какие компании раскрывают о себе информацию регулярно. Надо сказать, что в основном это металлургический, нефтегазовый, энергетический и банковский сектора.
Кроме того, существует Социальная хартия российского бизнеса – документ, который в полной мере соответствует международным нормам в области КСО. «Многие компании с гордостью заявляют о том, что являются её участниками, разделяют заложенные в документе принципы ответственной деловой практики и намерены строить свою работу в соответствии с ними», – говорит Елена Феоктистова. Реестр участников Социальной хартии также размещён на сайте РСПП.
Участники процесса
Корпоративная социальная ответственность – это процесс, в котором задействованы не только бизнес и общество, но также государство. Последнее, если говорить о Европе, играет существенную роль – поддерживает, стимулирует социально ответственное поведение компаний. Не случайно Еврокомиссия приняла уже вторую Стратегию корпоративной социальной ответственности, в рамках которой она побуждает бизнес в том числе и к действиям, касающимся развития отчётности.
Ещё одна тема, к которой в мире относятся сейчас очень внимательно, касается цепочки поставок. Компания должна нести ответственность не только за свою деятельность, но и за работу подрядчиков, соблюдение ими трудовых, антикоррупционных, экологических норм. Если говорить о поддержке со стороны государства дополнительных добровольных инициатив бизнеса, то это направление в России развито меньше, чем в Европе. В частности, это касается корпоративной благотворительности, социальных инвестиций бизнеса в развитие территорий. В России бизнес проявляет активность сам. «Конечно, речь идёт о лидерах. Они задают определённые тренды, формируют нормы корпоративной культуры и подают примеры, на которые многим приходится ориентироваться ровно потому, что определённые ожидания у общества и органов власти уже сформированы», – отмечает эксперт.
В отличие от других стран у нас в меньшей степени в этом большом процессе под названием КСО задействованы потребители. В Голландии и Швеции, к примеру, люди, имеющие вклады в банках, имеют право поставить условие: их средства должны быть инвестированы только в социально ответственные компании. И банки добросовестно отчитываются перед клиентом по этому вопросу.
Безусловно, в применении практики КСО разными компаниями существуют свои нюансы. Специфика в политике корпоративной ответственности может проявляться как на уровне разных государств, так и внутри одной страны. «Например, наши телекоммуникационные компании считают, что доступные, разнообразные и безопасные услуги – их ключевая ответственность, – рассказывает Елена Феоктистова. – У продовольственных компаний в центре внимания всегда будут вопросы качества, безопасности продукции, ответственной рекламной политики. Для компаний добывающего сектора первоочередное значение имеют проблемы окружающей среды, охраны труда, промышленной безопасности».
Корпоративная социальная ответственность – это основа эффективной бизнес-стратегии, убеждены эксперты. Будущее за тем, что отечественные компании сами придут к пониманию того, что строить свою работу на принципах ответственности выгодно во всех отношениях. Исходя из этого, бизнес будет проводить более взвешенную политику управления рисками, в том числе нефинансовыми – репутационными, экологическими, связанными с персоналом. Будет усиливаться натиск со стороны общества, которое всё больше осознаёт степень влияния бизнеса на все стороны жизни, общество будет подталкивать компании к ответственному поведению. «Происходящие в мире глобальные изменения требуют усиления ответственности всех участников общественной жизни, включая государство, бизнес, структуры гражданского общества. Для нашей страны это так же актуально, как и для всего мира», – уверена Елена Феоктистова.