Адресная мотивация – дополнительная мера обеспечения конкурентного уровня заработной платы
Неопределённость макроэкономической ситуации в целом по стране и отсутствие индексации железнодорожных тарифов в 2014 году негативно отражаются на финансово-экономическом положении компании. Естественно, это не может не повлиять на уровень оплаты труда работников.
Комплекс проблем
По предварительным данным, за семь месяцев текущего года заработная плата работников основной деятельности в целом по ОАО «РЖД» составила 40 492 руб. Реальная зарплата снижена к отчёту прошлого года из-за отсутствия индексации на 1,9%. В последующие месяцы падение будет ещё большим, что повлияет на уровень конкурентоспособности компании на рынке труда.
С учётом последних данных Росстата рост номинальной заработной платы в экономике Российской Федерации опережает темп роста в компании на 4,6 процентных пункта. На стабильность социально-психологического климата неблагоприятно влияет также работа в условиях неполной занятости. В таком режиме, несмотря на рост объёмов перевозок, трудились более 130 тыс. человек, или 16% от всей численности персонала компании.
В мае 2012 года был принят Указ Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике». Согласно этому документу к 2018 году в стране необходимо обеспечить увеличение производительности труда в полтора раза относительно уровня 2011 года. В то же время в прошлом году в ОАО «РЖД» рост производительности труда к отчёту 2011 года составил 9%.
В этой связи по поручению президента ОАО «РЖД» филиалы компании ещё в конце прошлого года разработали планы мероприятий по пересмотру технологических карт и инструкций, регламентирующих порядок производственных процессов. Планируется пересмотреть 95 нормативно-технологических документов. Экспертным путём оценён экономический эффект, который, как ожидается, в 2015 году снизит нормативную численность на 4,8%.
Нужно понимать, что выполнить поставленную задачу по росту производительности труда и реальной заработной платы можно только за счёт технологических и организационных изменений. Оптимизация численности должна проводиться в соответствии с изменениями технологии производственных процессов и внедрением новой техники. А пока реалии экономического положения, к сожалению, опережают производственные решения. Поэтому определённая часть инвестиционных программ и проектов бережливого производства должна быть направлена на внедрение малолюдных и безлюдных технологий.
Варианты решений
Для обеспечения конкурентного уровня зарплаты работников ОАО «РЖД», привлечения и закрепления кадров ведущих профессий и должностей компания принимает дополнительные меры, и эта работа будет продолжена.
В частности, с начала текущего года действует положение о единовременном вознаграждении за стаж работы в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ). Основная задача – привлечь и удержать квалифицированные кадры в подразделениях Восточного полигона. Этой дополнительной формой мотивации подчёркивается и особое отношение к работникам БАМа, важность и ценность персонала в этом регионе для компании. Право на поощрение имеют бамовцы, работающие на участках магистрали от станции Лена-Восточная Восточно-Сибирской дороги до Комсомольска-на-Амуре Дальневосточной дороги (исключая станцию), и сотрудники рокадных направлений Штурм – Тында – Нерюнгри и Известковая (исключая станцию Чегдомын).
За пять лет безупречной работы в районе БАМа работник сможет получить половину месячной тарифной ставки (оклада), за 10 лет – одну, а за 15 и более лет – полторы. Планируется, что уже в этом году вознаграждение получат более 5,7 тыс. работников. Это весомая добавка к вознаграждению за преданность компании. Мы надеемся, что это положение наряду с другими предпринятыми мерами послужит стимулом к привлечению, а самое главное – к удержанию работников на Байкало-Амурской магистрали.
Кроме того, с 1 июля текущего года действует новое положение об организации дополнительного премирования работников диспетчерского аппарата Центральной дирекции управления движением за снижение непроизводительных потерь рабочего времени работников локомотивных бригад, занятых в грузовом движении. Таким образом, у диспетчерского аппарата появился новый мотивационный стимул.
Интерес к сокращению затрат
Ежегодно компания несёт дополнительные расходы из-за непроизводительных потерь рабочего времени работников локомотивных бригад. Так, в 2013 году они составили более 22 млн часов, причём только время следования локомотивной бригады в качестве пассажира – более 12 млн часов. Всё это требует либо набора дополнительного контингента, либо привлечения имеющегося штата к сверхурочной работе.
Для снижения количества часов сверхурочной работы локомотивных бригад и обеспечения рационального режима работы правлением РЖД поставлена задача по сокращению непроизводительных потерь на 13% к уровню прошлого года.
В компании для снижения затрат, кроме организационных мероприятий, применяются различные мотивационные инструменты. В рамках пилота в эксплуатационных локомотивных депо Октябрьской дирекции тяги Кемь, Кандалакша, Санкт-Петербург-Варшавский, Дно и Волховстрой локомотивные бригады грузового движения уже получают дополнительную премию за сокращение времени поездки. Кроме того, размер ежемесячной премии теперь зависит от количества километров следования бригады с поездом, а также выполнения задания по технической скорости, что должно повысить заинтересованность в ускорении движения грузового поезда.
Однако все старания локомотивной бригады могут быть сведены на нет без слаженной работы диспетчерского аппарата. Диспетчер в первую очередь должен объективно оценить поездную оперативную обстановку, чтобы с наименьшими потерями обеспечить проследование локомотивной бригады как к пункту оборота, так и в основное депо.
С этой целью введено новое положение о дополнительном премировании диспетчеров центров управления перевозками и центров управления тяговыми ресурсами. Основным критерием оценки эффективности выбрано снижение наиболее ёмких показателей непроизводительных потерь, на которые оказывает непосредственное влияние диспетчер. Это часы следования пассажиром в грузовом движении и время стоянок локомотивов на промежуточных станциях. Для того чтобы действия диспетчера не привели к росту часов отдыха локомотивной бригады в пунктах оборота сверх времени предыдущей работы, предусмотрен корректирующий коэффициент, зависящий от роста часов переотдыха.
Премирование ежеквартальное, первые выплаты работники получат по результатам работы за III квартал. Размер дополнительного фонда для премирования причастных работников определяется из расчёта 100 руб. за каждый час снижения непроизводительных потерь в целом по региону железной дороги к уровню соответствующего периода прошлого года. Далее этот фонд будет распределяться по районам управления и диспетчерским участкам, также добившимся динамики снижения показателей. В зависимости от вклада в конечные результаты и отработанного времени сумма дополнительной премии будет распределена между локомотивными и поездными диспетчерами, старшими по смене.
При снижении времени следования пассажиром и стоянок на промежуточных станциях на 10% к уровню прошлого года в среднем по сети размер квартальной премии поездного диспетчера может составить половину должностного оклада, и это серьёзный размер, за который стоит поработать.
В компании ожидают, что подобная мотивационная составляющая в заработной плате работников диспетчерского аппарата поможет реализовать намеченные цели по ускорению поездопотока.
Особые условия
С начала года вступил в силу закон о специальной оценке условий труда (СОУТ). Появление этого документа продиктовало необходимость дополнить действовавшие до сих пор положения о компенсациях для работников, занятых во вредных и опасных условиях труда.
В связи с этим внесены поправки в Коллективный договор ОАО «РЖД». Они регламентируют обновлённый порядок предоставления компенсаций для данной категории сотрудников. Его характерной особенностью является переход от «списочного» принципа предоставления компенсаций «вредникам» к принципу, учитывающему фактическое воздействие на организм работника вредных производственных факторов.
Не менее важным является появившаяся в рамках нового законодательства уникальная возможность для работников, имеющих право на дополнительный отпуск и сокращённую рабочую неделю, монетизировать эти льготы при взаимном согласии с работодателем.
Так, сотрудники с классом вредности 3.2 (факторы, вызывающие стойкие функциональные изменения в здоровье) и выше, машинисты и помощники машинистов электровозов, тепловозов, паровозов, электро- и дизельных поездов всех классов вредных и опасных условий труда смогут обменять положенный им дополнительный отпуск продолжительностью более недели на денежную компенсацию. Её размер будет зависеть от средней зарплаты и рассчитываться по аналогии с выплатой за неиспользованный отпуск.
Предусмотрена также денежная компенсация работникам, которые предпочли полную сокрокачасовую рабочую неделю взамен сокращённой. Размер выплат для них составляет 10% месячной тарифной ставки. За счёт районных коэффициентов и северных надбавок эти выплаты увеличиваются.
Такой стимул оказался достаточно веским для работников, и большинство «вредников» воспользовались возможностью монетизации льготы.
Одним из основных и принципиальных условий является и обязательное сохранение всех видов гарантий и компенсаций – доплат, дополнительных отпусков и сокращённой рабочей недели, которые фактически предоставлялись работникам за вредные условия труда на 1 января 2014 года.
В дальнейшем по результатам СОУТ при улучшении условий труда и уменьшении степени вредности на рабочем месте размеры компенсаций необходимо корректировать и привести в соответствие с предусмотренными в Коллективном договоре ОАО «РЖД».
Безусловно, в компании есть понимание, что адресное мотивирование отдельных категорий сотрудников в целом не решит стоящие перед РЖД проблемы. Однако есть уверенность в том, что они помогут сгладить наиболее сложные моменты, сохранить морально-психологический климат в коллективах и позволят продолжить вектор развития.