Но в текущем году произошло несколько неприятных инцидентов. О сделанных выводах рассказали представители региональных дирекций инфраструктуры
Эдуард Гармонин, заместитель начальника – главный ревизор Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры:
– После допущенных случаев нарушения безопасности движения мы приняли ряд организационных мер, направленных на предупреждение таких ситуаций. Диспетчерским аппаратом Центра управления содержанием инфраструктуры (ЦУСИ) ежедневно проводятся мониторинг и контроль фактических осмотров технического состояния пути обходчиками, а также руководящим составом службы и дистанций с осуществлением выборочной проверки посредством информации от поездных диспетчеров и машинистов. Проверке подвергаются в день в среднем 150 обходчиков пути.
Ежечасно ЦУСИ проводится мониторинг предупреждений, выданных на производство работ, связанных с ослаблением рельсошпальной решётки и балластной призмы. Сопоставляются данные с фактической температурой воздуха по информации от дистанций пути, а также по данным постов КТСМ (комплекса технических средств мониторинга). В случае выявления фактов, при которых данный вид работ невозможен, незамедлительно ЦУСИ передаётся приказ на запрещение их производства.
Кроме того, приняты меры для исключения формального выполнения работ на этапе согласования «окон». То есть в ЦУСИ при рассмотрении заявки производится контроль соблюдения технологии работ в части продолжительности по времени, ответственного руководителя, наличия необходимого инструмента, количества требуемых сотрудников. И если хотя бы одно из условий технологической карты не выполняется, то заявку на «окно» не согласовывают, а со стороны службы и регионального отдела принимаются соответствующие меры для проведения работы согласно технологии.
В хозяйстве электрификации и электроснабжения разработаны корректирующие мероприятия по стабилизации положения как технического, так и организационного характера. Особый упор сделан на выверку инструкций и схем вынужденных режимов тяговых подстанций с последующим повторным ознакомлением оперативного и оперативно-ремонтного персонала дистанций. Кроме того, организована работа по проведению внеплановой аттестации всего энергодиспетчерского персонала дистанций электроснабжения на знание порядка действий в нестандартных и аварийных ситуациях.
В дирекции реализуется комплекс мер по программе повышения безопасности движения поездов. В текущем году запланировано внедрение 59 объектов технических средств, направленных на повышение уровня безопасности движения, на общую сумму 66,9 млн руб.
По хозяйству пути, а если точнее, то по центру диагностики в сентябре и октябре планируется поставка шести современных устройств ультразвукового контроля рельсов, сварных стыков, которые обладают рядом существенных преимуществ перед своими предшественниками и позволяют вывести диагностику на качественно новый уровень.
По хозяйству электрификации и электроснабжения планируется установить дизель-генераторный аппарат на подстанции Замчалово. Это позволит избежать рисков, связанных с питанием систем безопасности, в случае отключения электроснабжения от внешних сетей из-за нынешней напряжённой ситуации на Украине.
Но, помимо вопросов, решение которых лежит в рамках компетенции нашей дирекции, есть проблемы, требующие концентрации совместных усилий. Считаю, что назрела необходимость рассмотреть вопрос сокращения количества ревизий, проверок, проводимых в линейных предприятиях. Повысить их действенность и эффективность за счёт перехода количества в качество. Наконец, необходимо смежникам исполнять принятые на себя обязательства по наряд-заказам в части предоставления «окон», а не делать нас заложниками поездной обстановки, зачастую самими созданной.
Дмитрий Прудников, первый заместитель начальника Дальневосточной дирекции инфраструктуры:
– Сходы подвижного состава, допущенные в марте текущего года на Биробиджанской и Высокогорненской дистанциях пути, потребовали комплексных подходов для вывода данных предприятий из зоны риска. Были определены как первоочередные действия, направленные на повышение безопасности движения, так и меры среднесрочного характера.
Востребованность перевозок в адрес дальневосточных портов и увеличение за последние годы грузонапряжённости привели к появлению на главном ходу магистрали километров, имеющих наработку пропущенного тоннажа свыше 1–1,2 млрд тонн. Анализ показал, что по этой причине на Биробиджанской дистанции произошёл рост выхода остродефектных рельсов. Их устранение поможет во многом уйти от технических рисков. С мая по август ликвидировано 169 мест временного восстановления, в том числе за счёт привлечения рельсосварочных машин ПРСМ. Кроме того, планово-предупредительной выправкой было охвачено 27 км пути при плане 20 км. Произведена замена более чем 7 тыс. шпал.
Сейчас железная дорога осуществляет пропуск растущего поездопотока к морским портам Дальнего Востока в условиях инфраструктурных ограничений. На транссибирском направлении закрыт на реконструкцию старый Облученский тоннель. Движение поездов здесь осуществляется через новый проход, фактически по однопутной вставке. Соответственно, пока мы не можем организовать на Биробиджанской дистанции продолжительные «окна», чтобы развернуть более масштабные работы. Тем не менее Облученский тоннель планируется сдать в сентябре. После чего максимально будут приложены усилия по смене рельсовых плетей, что производится одновременно с глубокой очисткой щебня. Ремонт развернётся на перегонах Известковая – Биракан, Биракан – Тёплое Озеро. Пока это наиболее уязвимые участки с точки зрения технических рисков.
Работы осуществляются и на Высокогорненской дистанции. Здесь средним ремонтом оздоровлено 13,3 км пути – на перевальном участке Кун – Гурское. Также проведены работы по замене шпал и скреплений, ликвидации отступлений по шаблону. По итогам августовской поездки вагона-путеизмерителя показан неплохой результат: средняя балльность по Высокогорненской ПЧ составила 46 баллов при плане в 48 баллов, нет ни одного неудовлетворительного километра. Стоит сказать, что в помощь местным путейцам командированы монтёры с других предприятий дороги. Кроме того, в июле – августе на Биробиджанской и Высокогорненской дистанциях работали два отряда студентов третьего и четвёртого курса ДВГУПСа. Ребята были заняты на текущем содержании пути.
Для улучшения дел на неблагополучных предприятиях понадобились и кадровые перестановки, тем более что причиной схода вагонов в обоих случаях послужило нарушение работниками дистанций инструкции по техническому содержанию железнодорожного пути. Изменения коснулись как руководства, так и командиров среднего звена. В частности, заменены мастера цеха дефектоскопии Биробиджанской ПЧ: помимо нарушения технологии временного восстановления рельсовых плетей, сход стал также возможен из-за просчётов в организации работы этого подразделения. Также на данном предприятии назначили двух мастеров с Партизанской дистанции – наиболее сложной на Транссибирской магистрали по плану и профилю пути, поэтому навыков и опыта у её специалистов не занимать. Думаю, положительный результат будет достигнут, в том числе за счёт вливания кадрового состава.
Сергей Антонов,заместитель начальника Забайкальской дирекции инфраструктуры по безопасности движения:
– К сожалению, нередко событие, повлёкшее нарушение безопасности движения, случается из-за низкой технологической дисциплины руководителей предприятий как старшего, так и среднего звена, отсутствия контроля и своевременного выполнения работ, а также должного содержания инфраструктуры. Понятно, что современный руководитель должен обладать не только организаторскими, но и профессиональными способностями.
Поэтому вопросу качества подготовки руководителей, специалистов и рабочих профессий должно уделяться особое внимание. В прошлом году было подготовлено через различные формы обучения 7211 работников при плане 6480. В нынешнем году мы планируем подготовить 6771 человека.
Однако, помимо работы с персоналом, активно реализуется комплекс технических мероприятий, направленных на улучшение показателей безопасности. Учитывая негативный опыт прошлых лет, с особым вниманием мы подошли к содержанию бесстыкового пути: уже в марте провели инвентаризацию рельсовых плетей, чтобы своевременно подготовиться, составить планы, определить плети, которым требуется разрядка. И с апреля началась уже работа.
В нынешнем году проводится большая работа по усилению кривых, в частности, подкладками КД и сдвоенными подкладками на нижней нити. Это позволяет обеспечить стабильность рельсовой колеи. Уже установили свыше 15,4 тыс. подкладок КД и 46,3 тыс. сдвоенных подкладок. Задача дистанций пути, руководства Дирекции инфраструктуры и службы пути – все кривые малого радиуса усилить таким образом, чтобы уйти зимой, в период низких температур, от так называемых провисов и уширения рельсовой колеи.
Что касается хозяйства автоматики и телемеханики, то для уменьшения риска возникновения отказов в работе техсредств при прохождении грозовых фронтов производится монтаж устройств грозозащиты типа «Барьер-АБЧК». В этом году также ожидается поступление диагностического вагона-лаборатории «Атлант».
В хозяйстве энергоснабжения упор делается на своевременную диагностику устройств, осмотр, проверку вагонами-лабораториями ВИКС. Активно проводится замена старотипных изоляторов, установка зажимов повышенной прочности, металлических опор на завинчивающихся свайных фундаментах. С целью снижения отказов в работе технических средств, связанных с нестабильным напряжением, в текущем году планируется ввод в эксплуатацию вставки СТАТКОМ на границе Читинской и Амурской энергосистем. Ежемесячно в дистанции электроснабжения проводятся противоаварийные тренировки по действиям работников в случае отказов тех или иных средств.
Стоит отметить ту мощную поддержку, которую оказывает руководство Центральной дирекции инфраструктуры Забайкальской железной дороге. На магистраль направлены мощные материальные ресурсы, техника и оборудование. В частности, речь о передвижных электростанциях, шурупогаечных ключах и световых башнях, рельсорезных станках, электросварочных агрегатах, а также шлифовальных станках. Уже поступило 135 портальных кранов. В настоящее время мы не испытываем дефицита средств малой механизации, как это было ещё недавно, в 2011–2012 годы.
Александр Фролков, начальник Южно-Уральской дирекции инфраструктуры:
– Начало нынешнего года для нас сложилось крайне неудачно. 12 февраля по Златоустовской дистанции пути на перегоне Хребет – Уржумка нечётного пути на 1969-м км было допущено крушение грузового поезда № 2023.
Для урегулирования сложившегося положения дел с безопасностью движения поездов была разработана программа по выводу дистанции пути из зоны риска. Вместе с тем в 2014 году в Южно-Уральской дирекции инфраструктуры продолжается системная работа по организации текущего содержания пути и усилению инфраструктуры всего путевого хозяйства. С начала года на полигоне дороги проведены работы капитального характера в объёме 265,4 км.
Выполнение реконструкции (модернизации) пути с применением прогрессивных технологий и материалов с 2008 по 2014 год в объёме 1304 км позволило увеличить нормативный срок службы верхнего строения пути, сократить количество барьерных мест, повысить скорости движения грузовых поездов. Однако выделяемых объёмов работ реконструкции (модернизации) и капремонта на новых материалах недостаточно для ликвидации километров со сверхнормативным пропущенным тоннажем.
В нынешнем году на полигоне Южно-Уральской дороги организована работа 7 комплексов путевых машин. В результате планово-предупредительной выправкой оздоровлено 1200 км.
Другим основным направлением организации текущего содержания пути на дороге является выполнение работ по улучшению состояния рельсового хозяйства. Основой для организации планомерного снижения количества дефектных рельсов, лежащих в пути, является замена тех, которые имеют сверхнормативный боковой износ. Другой проблемой в содержании рельсового хозяйства, особенно в условиях роста протяжённости бесстыкового пути, является появление дефектов по коду 14 – пробоксовка рельсов колёсами локомотивов. Ввиду того что количество мест их временного восстановления не снижается, приоритетной задачей в данных условиях становится не своевременная замена, а предотвращение появления таких дефектов.
С начала года на главном пути при всех видах ремонтов на протяжении 44,1 км нити заменено 3164 дефектных рельса. В том числе одиночно заменено 2023 рельса протяжением 26,6 км нити, остродефектных рельсов – 821 штука протяжением 10,5 км нити, рельсов с боковым износом – 271 штука протяжением 6470 м. Отремонтировано шлифовкой 102 рельса протяжением 1,5 км, а наплавкой – 237 рельсов протяжением почти 4 км нити.
Реализация мер по улучшению состояния рельсового хозяйства ЮУЖД позволила добиться положительных результатов: наличие дефектных рельсов, лежащих в пути, на 1 тыс. км составляет 169 шт. при среднесетевом – 418 шт.
Работы как по капитальному ремонту, так и по текущему содержанию пути смогли продолжить сложившуюся за последние годы положительную тенденцию выполнения плана по балльной оценке состояния пути. В июле она составила 28 баллов, выявлено 23 неудовлетворительных километра, тогда как, к примеру, в апреле 35 единиц при 82 неудовлетворительных километрах.
Достигнуты значительные положительные показатели по комплексной оценке состояния пути. Доля отличных и хороших километров достигла 81%.