Региональные руководители подразделений Центральной дирекции инфраструктуры поделились опытом работы по повышению безопасности и стабильности движения
Сергей Максимцев, начальник Дальневосточной дирекции инфраструктуры:
– В минувшем году поставленные Правлением компании задачи в вопросах обеспечения безопасности движения Дальневосточной дирекцией инфраструктуры выполнены. В целом положительная тенденция сложилась также в первом квартале текущего года. Однако есть тревожные моменты.
Сходы, допущенные в марте на Биробиджанской и Высокогорненской дистанциях, показали, что следует кардинально пересмотреть намеченные меры по обеспечению безопасности движения поездов на тех предприятиях, которые в настоящее время по рейтингу ЦЧС (Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями – структурное подразделение ОАО «РЖД». – Ред.) находятся в зоне риска.
Кроме того, увеличение грузонапряжённости, наблюдавшееся в последние годы на Дальневосточной магистрали, привело к тому, что сейчас 645 км пути имеют наработку пропущенного тоннажа, превышающую 1–1,2 млрд ткм брутто в год. На Биробиджанской дистанции при увеличении тоннажа более 600 млн произошёл рост выхода остродефектных рельсов и числа мест временного восстановления рельсовых плетей. Для снижения количества таких мест, а также участков пути, пропустивших сверхнормативный тоннаж, как одна из основных мер предусмотрена замена плетей, которая реализуется одновременно с глубокой очисткой щебня. Помимо этого, мы производим работы по ввариванию рубок алюминотермитным способом, что позволит уйти от нарушений в обеспечении безопасности движения, а также должно существенно усилить состояние верхнего строения пути.
Следует отметить, что при планировании ремонтных работ задействована система УРРАН (управление ресурсами, рисками и надёжностью на этапах жизненного цикла. – Ред.). Благодаря этому мы чётко видим, где в первую очередь нужны меры по оздоровлению инфраструктуры, где происходят отказы технических средств и как на них необходимо реагировать.
Большие надежды возлагаются на программу развития Восточного полигона сети, рассчитанную на срок до 2018 года. В неё помимо прочего включена реконструкция искусственных сооружений (ИССО). На ряде мостов требуется замена сталежелезобетонных пролётных строений, не проходящих уже по классу и реализуемым нагрузкам. По таким ИССО поезда следуют с ограничением и со скоростью до 25 км/ч, что приводит к снижению участковой скорости. Аналогичное состояние мы видим на отдельных участках, где эксплуатируется больное земляное полотно и требуется его укрепление.
Значительные капитальные вложения также предусмотрены по хозяйству электроснабжения. Речь идёт, в частности, об обновлении тяговых подстанций участка Смоляниново – Находка, что позволит сократить межпоездной интервал движения поездов повышенного веса на этом важном направлении.
На уровне ОАО «РЖД» решается вопрос о дополнительном финансировании хозяйства автоматики и телемеханики с учётом темпов старения устройств СЦБ.
К сожалению, до настоящего времени не стабилизировалась обстановка в части безопасности движения в местах пересечения автомобильных магистралей и железнодорожных путей в одном уровне.
Минувший год стал рекордным по количеству дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на переездах. По данному вопросу мы регулярно проводим совещания с приглашением глав администраций субъектов Федерации, ГИБДД, автодорожных предприятий. Составлена программа, предусматривающая закрытие целого ряда переездов. Ведутся переговоры с администрациями городов о строительстве путепроводных развязок. Особое внимание мы стараемся уделять Сахалинскому региону, где произошло наибольшее число ДТП.
Геннадий Дронов, начальник Северной дирекции инфраструктуры:
– Одна из главных задач – повышение уровня безопасности движения поездов на основе Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса в холдинге «РЖД». В дирекции разработаны мероприятия по реализации Стратегии в текущем году. Во всех службах проводятся внутренние технические аудиты, факторный анализ по безопасности движения поездов с выявлением элементов риска и разработкой корректирующих мер по их устранению.
В путевом хозяйстве ведётся целенаправленная работа по усилению пути и повышению его надёжности. Применяем новые элементы, например скрепления Vossloh. Укладываем рельсы российского и импортного производства, внедряем инновационные технологии по усилению земляного полотна.
В вагонном комплексе приоритет – выявление трещин в литых деталях тележек. Для повышения качества работы стараемся усилить мотивацию осмотрщиков. Результат налицо. В прошлом году на Северной дороге обнаружены 1162 трудновыявляемые неисправности в вагонах, поощрено 598 работников, сумма выплат превысила 3,6 млн руб. Сейчас для улучшения качества осмотра подвижного состава внедряем технологию «Мобильное рабочее место осмотрщика грузовых вагонов». Специальное переносное устройство с сенсорным дисплеем позволяет работнику передавать прямо с путей скреплённые цифровой подписью результаты осмотра вагонов в отраслевые информационные системы управления.
Для повышения уровня безопасности в хозяйстве электрификации и электроснабжения при реконструкции устройств контактной сети внедряется подвеска нового поколения УКС-160, применяются высококачественные узлы и конструкции со сроками эксплуатации не менее 50 лет и минимальными затратами на содержание. Внедрена система технического диагностирования с использованием методов неразрушающего контроля. Она позволит перейти от системы планово-предупредительных ремонтов к обслуживанию устройств электроснабжения по их техническому состоянию.
Создание Центра управления содержанием инфраструктуры (ЦУСИ) позволило усовершенствовать работу с отказами технических средств и предотказными состояниями. В 2013 году удалось снизить количество отказов на 8,8% и почти на столько же – их среднюю продолжительность. Повысить эффективность этой работы поможет создаваемый сейчас Центр мониторинга и диагностики устройств железнодорожной автоматики и телемеханики.
С марта в диспетчерском центре ЦУСИ действует табло коллективного пользования. Фактически это интерактивная карта магистрали, где в режиме реального времени отражается ситуация на объектах инфраструктуры. Все сбои в работе дороги, отказы устройств и ремонтные «окна» визуализируются с помощью символов и цветовой индикации, а наиболее важная и срочная информация выводится в виде аншлагов. Благодаря этому диспетчерский персонал ЦУСИ может более оперативно и точно действовать при возникновении угрозы безопасности движения и в случае сбоев в работе технических средств. В перспективе табло будет показывать также дислокацию путевых машин и ремонтных бригад.
Принимаемые меры позволили отработать в 2013 году и в первые четыре месяца 2014-го в пределах заданных параметров, а также обеспечить требуемый уровень безопасности движения и надёжную работу технических средств.
Владимир Оганесян, первый замначальника Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры:
– Специалистами Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры проведена работа по реализации задач Стратегии обеспечения гарантийной безопасности и надёжности перевозочного процесса в холдинге «РЖД». И уже есть определённые результаты. Так, с начала года количество событий по дирекции снижено на 10%.
Если говорить о проблемах, то не удаётся пока переломить ситуацию с ДТП на железнодорожных переездах, хотя в этом направлении сделано немало. Сейчас в Центральной дирекции инфраструктуры идёт «год приведения железнодорожных переездов в образцовое состояние». Разработана программа организационно-технических мероприятий в данной сфере, создана комиссия по контролю за её выполнением.
По программе безопасности движения поездов в минувшем году на полигоне дирекции внедрено 95 единиц оборудования: 10 комплектов УКСПС (устройство контроля схода подвижного состава), 26 комплектов КТСМ-0,2 (комплекс технических средств модернизированный), 15 комплектов съёмных дефектоскопов для сплошного контроля рельсов АВИКОН-011 и РДМ‑22, три единицы аппаратно-программных средств для вагона-путеизмерителя, две установки дизель-генераторных ДГА. В нынешнем году запланировано для внедрения 54 единицы оборудования: 21 комплекс КТСМ-0,2, 14 комплектов АРМ ЛПК, пять АВИКОН-011 и РДМ-22, один модульный ДГА.
В прошлом году всеми видами ремонта на полигоне дирекции оздоровлено 709,6 км пути, заменено 245 комплектов стрелочных переводов, что позволило снизить протяжённость участков с просроченными видами ремонта на 200 км. Значительный вклад в оздоровление инфраструктуры был сделан в рамках подготовки к проведению сочинских Игр. По программе развития инфраструктуры и строительства олимпийских объектов мы обновили все системы автоматики и телемеханики, устройства контактной сети, верхнее строение пути, произвели реконструкцию и строительство новых искусственных сооружений на участке Туапсе – Адлер – Красная Поляна.
После неоднократных случаев схода оползневых грунтовых масс выделено и освоено в 2013 году 60 млн руб. на реализацию программы по строительству на этом участке скально-обвальной сигнализации. В текущем году на эти цели заложены средства в размере 367,7 млн руб. На 1919 км развёрнуты работы по строительству подпорной стены, для чего необходимо свыше 500 млн руб.
Два года назад во время трагических событий в Крымске в результате наводнения был повреждён железнодорожный мост через реку Адагум и поставлена под угрозу безопасность движения поездов. С 20 февраля развёрнуты работы по реконструкции данного моста. А в октябре, после окончания летнего графика, начнутся работы по чётному пути, которые будут завершены к концу года. Объём инвестиций здесь составляет 861,2 млн руб.
Следует сказать несколько слов и ещё об одном немаловажном аспекте. В связи с недавними событиями, связанными с присоединением Республики Крым и города Севастополь к Российской Федерации, а также уже наблюдаемым увеличением объёмов перевозок в порты Азово-Черноморского бассейна перед нами остро встаёт вопрос развития инфраструктуры Таманского полуострова, станции Новороссийск и порта Кавказ.
В рамках решения данной задачи ведётся строительство вторых путей до станции Вышестеблиевская. Кроме того, полным ходом идёт развитие станции Разъезд 9-й км, где уже запущен в работу один из парков. Возникает необходимость в строительстве вторых путей до станции Кавказ и электрификации участка от станции Разъезд 9-й км до порта Кавказ протяжённостью около 200 км, что позволит исключить дефицит электроэнергии и обеспечить движение тяжеловесных поездов.