Окно в будущее
Павел Лукша
Павел Лукша
директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково»

Окно в будущее

Транспортному образованию России нужна чёткая стратегия развития. Не видя своих перспектив, система становится неконкурентоспособной
Специалисты МШУ «Сколково» провели исследование по основным направлениям транспортного образования в России до 2030 года. Стояла задача выявить тенденции, влияющие на развитие транспорта, и в этой связи конкретизировать место для новой системы образования.

Анализ принятых органами государственной власти документов и решений, определяющих будущее отрасли, показывает, что её структура и состав могут существенно меняться. Касается это в том числе вопросов, связанных с привлечением квалифицированных кадров. Например, ясно, что вскоре зарубежные специалисты будут составлять серьёзную конкуренцию россиянам, что уже становится актуально для флота и авиации.

С другой стороны, есть целый ряд новых технических и технологических решений, которые будут приходить в отрасль. Это связано с необходимостью поддержания её конкурентоспособности, поскольку она вписана в мировое разделение труда и обеспечивает связанность евразийского пространства. Будут внедряться, например, новые подходы в области автоматизации процессов, повышаться требования к экологичности и безопасности перевозок. Специалистам отрасли нужно будет уметь работать в новых реалиях, привычные практики придётся забыть.

С подобными вызовами, причём не только в сфере транспорта, в последние годы столкнулись как вузы России, так и учебные заведения Европы, Азии и США. Первые признаки революционных преобразований видны в использовании новейших информационных технологий. Сейчас активно развиваются проекты ведущих мировых университетов на основе многопользовательских онлайн-курсов, которые строятся по принципиально другим основаниям, чем обычно. Можно сказать, что это уже новая педагогика. И амбиции тех, кто предлагает такие курсы, – университет для миллиарда человек. Причём это абсолютно реальная цифра. Получается, что российские университеты должны адаптироваться к ситуации, в которой провайдером, то есть тем, кто даёт содержание, могут быть не только наши специалисты.

Любопытная ситуация возникла при обсуждении этих тенденций с некоторыми участниками проведённых в минувшем году форсайт-сессий. Оказалось, что горизонт дискуссий не включает большую часть направлений, которые в мире расцениваются как определяющие. То есть ближайшие перспективы транспортного образования многим понятны, а что будет дальше – неизведанная земля, так как отсутствует долгосрочная стратегия. В этом кроется угроза для сохранения целостности системы, для её способности обеспечивать воспроизводство кадровой базы. Ситуация достаточно критична, и к ней нужно отнестись серьёзно. В определённом смысле система транспортного образования, не видя будущего, может стать неконкурентоспособной.

Стоит задача разделить образование на профессиональное и онтологическое. В первом случае речь идёт о специалистах, которые могут правильно использовать существующие технологические решения. Условно говоря, это те, кто эксплуатирует транспорт. Здесь сокращение цикла подготовки позволит максимально быстро включать людей в практику. А онтологи – это те, кто думает о картине мира в организации транспортных систем. Такие люди в отрасли есть, но они вырастают естественным путём, занимая высокие управленческие позиции. Сейчас необходима их осознанная подготовка.

Всё это не произойдёт, если не будет развиваться наука на базе транспортного образования. Без этого система вырождается в группу профессиональных колледжей. Однако только этого недостаточно. Создание современного транспортного образования потребует появления «центров превосходства» в рамках решения прикладных задач отрасли (таких, например, как создание высокоскоростных линий), реорганизации кадрового состава и системы управления образованием под эти направления.

Такое условие задаёт ряд требований. Можно сказать об обсуждаемом и уже практически готовом проекте по созданию общесистемной транспортной библиотеки, а также о проведении научных исследований по критически важным направлениям развития. Вместе с тем необходимо создание единого института по комплексным транспортным проблемам. Аналогичный существовал в советский период, и его восстановления сейчас требует сама логика жизни.

Вариантов организационных ходов много. Возможно, потребуется объединение усилий разных вузов в формировании политехнического образования, дающего ядро подготовки, и на его базе уже специализация по конкретным направлениям. Стоит также задача построения транспортной магистратуры для онтологов.

Несколько пилотных проектов в сфере отраслевого образования уже начаты коллегами из Объединённой авиастроительной корпорации, «Оборонпрома», машиностроения, которые сталкиваются с международной конкуренцией. Они строят логику от корпоративного заказчика. Однако в случае транспортного образования модель должна быть другой, потому что интересы заказчиков и тех, кто развивает отрасль в целом, скомбинированы скорее в Минтрансе.

Нахождение новой модели отраслевого образования крайне востребовано. Процесс должен быть поддержан на уровне федеральных органов исполнительной власти и агентств развития. Система транспортного образования имеет шанс показать образец такого решения.

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru