Как можно оптимизировать расходы?
Константин Воронцов, первый замглавы Дирекции скоростного сообщения – филиала ОАО «РЖД»:
– Мероприятия по оптимизации расходов в нашей дирекции разрабатывались с учётом имеющихся ресурсов. В том числе это предоставление отпусков без сохранения заработной платы. Эта мера распространяется на работников органов управления. Также мы сокращаем расходы по прочим материальным затратам за счёт организационно-технологических мероприятий. Например, таких как усовершенствование технологий по уборке, мойке и подготовке подвижного состава, сокращение расходов на текущее содержание зданий и сооружений, снижение стоимости услуг на экипировку подвижного состава.
Екатерина Базанчук, замглавы Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД»:
– Сокращение расходов не единственный шаг. Повышение доходов также важно. Нужно пояснить, что железнодорожный вокзал сам по себе не хозяйствующий субъект, а часть системы. Активы вокзальных комплексов – площади, вовлечённые в коммерческий оборот. Доход поступает в бюджет компании, и оттуда уже идёт финансирование дирекции со всеми её объектами. Исходя из этого, мы приняли ряд мер по оптимизации. Удалось увеличить объёмы площадей, которые дополнительно вовлечены в технологический и коммерческий оборот. Это нам позволило увеличить доход от аренды более чем в два с половиной раза по сравнению с периодом на момент образования дирекции в 2007 году. К примеру, работа камер хранения по критериям экономической эффективности обеспечивает наибольшую долю в прибыли от всех сугубо вокзальных услуг – порядка 18%. Проводимое в настоящее время внедрение автоматических камер хранения по большинству крупных вокзалов сети должно дать не только дополнительный финансовый, но и имиджевый эффект. Деятельность дирекции сегодня сориентирована на принципиально новый подход к сфере организации обслуживания пассажиров. Качественные и доступные услуги, которые мы можем предоставить клиенту, позволят привлечь их на железную дорогу, что само по себе даёт надежду сделать вокзал рентабельным. Поэтому задача – предоставить разным категориям пассажиров максимум услуг. Стоит отметить, что наше стремление к безубыточности вокзальных комплексов идёт параллельным курсом с развитием инфраструктуры до уровня современных стандартов. Сделать это в нынешних экономических условиях весьма не просто. Однако мы развиваемся.
Николай Камнев, начальник Юго-Восточной дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин:
– Один из самых эффективных способов – максимально возможный объём работ делать своими силами. В этом году мы получили право полного освидетельствования колёсных пар специального подвижного состава без смены элементов. До этого нам приходилось направлять подвижной состав в другие дирекции, например в Москву, или же искать подрядчиков. На одну машину порой уходило по три месяца с отправки до возвращения. И это был текущий ремонт. Теперь на месте капремонт можно сделать за месяц с выгодой около 70 тыс. руб. на одной машине. Так что экономится время, растёт объём работы, а значит, и занятость людей. При этом средства, которые мы могли отдать на сторону, остаются в дирекции и идут на развитие. И экономить с выгодой можно таким образом даже, казалось бы, на мелочах.
Например, специфика работы путевой техники такова, что нет-нет да и отлетит кусок щебня в стекло. Оно, конечно, прикрыто решёткой, но бывает, что бьётся. А это значит, что надо заказывать, оплачивать и ждать доставку нового. Наши ребята сделали установку для производства такого стекла – триплекса. Вырезают обычное оконное по шаблону, между получившимися заготовками заливают полимер и под ультрафиолет на полчаса. На выходе готовый триплекс можно сразу устанавливать, тем более что полимер позволяет не опасаться осколков. Тут и безопасность, и экономия, квадратный метр своей продукции стоит в 7–10 раз дешевле заводского, а на качество жалоб нет. Так что оптимизация у нас идёт параллельно с развитием материально-технической базы, что даёт гораздо большую отдачу, чем просто экономия.
Алексей Бельский, замначальника Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом – филиала ОАО «РЖД»:
– Наша дирекция входит в транспортно-логистический бизнес-блок. Естественно, главная наша задача – это поиск дополнительных объёмов грузопереработки и увеличение доходов. Что мы для этого делаем? Совместно с ЦФТО прорабатываем систему оказания услуг по принципу одного окна, заявляемся на участие в проектах ВСМ, подготовки инфраструктуры олимпийских объектов в Сочи, внедряем систему контрейлерных перевозок, рассматриваем вопросы предоставления скидок при гарантированном увеличении объёмов работы, организуем взаимодействие с дочерними и зависимыми компаниями («ТрансКонтейнер», «РЖД Логистика»). В части снижения затрат: укрупняем структурные подразделения, пересматриваем режим их работы, внедряем практику обслуживания нескольких участков одной мобильной бригадой, устанавливаем счетчики учёта расхода топлива на технику, оптимизируем имущественный комплекс.
Сергей Романычев, первый замначальника Куйбышевской дирекции моторвагонного подвижного состава:
– Разумеется, сокращать финансирование технологических процессов, влияющих на качество технического обслуживания подвижного состава и безопасность движения, мы не стали. Мы пошли по другому пути: внедряем технологии, позволяющие при сохранении качества работ существенно снизить расходы. Это, например, замена существующих систем освещения на энергоэффективные – устанавливаем датчики освещённости и движения. При цене одного киловатт-часа в среднем 2,5 руб. экономический эффект от внедрения таких датчиков составляет 84,2 тыс. руб. в год с учётом их стоимости. Например, внедрение энергоэффективной системы освещения в цехе по ремонту рельсовых автобусов в моторвагонном депо Дёма позволило сократить расходы на электроэнергию в 10 раз. Кроме того, мы установили светодиодное освещение на подвижном составе. Это значительно улучшает световую среду на рабочих местах локомотивных бригад, условия проезда пассажиров. При этом мы экономим на сокращении оборота расходных запчастей и материалов, так как светодиоды более надёжны в эксплуатации и обслуживании. Ещё один вариант сокращения расходов дирекции – смена контрагентов при заключении договоров с подрядчиками на отдельные виды работ. Так, в 2012 году оказание услуг по ремонту, перезарядке и освидетельствованию огнетушителей по всем моторвагонным депо дирекции производило одно специализированное предприятие. В этом году в Башкирском и Самарском регионах мы заключили договоры с контрагентами, у которых расценки ниже. Экономия составила от 10% до 40%.
Александр Бурмистров, начальник Приволжской региональной дирекции железнодорожных вокзалов:
– В результате внедрения технических средств и рационализаторской работы по режиму экономии и бережливости, перевода на экономичный режим освещения, а также кондиционирования и вентиляции вокзалов по дирекции снижены расходы по топливу и электроэнергии. Также одним из мероприятий по оптимизации расходов стала передача сторонней организации в аутсорсинг услуги по переносу ручной клади пассажиров. Кроме того, за счёт улучшения и расширения спектра услуг предоставления комнат длительного отдыха, залов повышенной комфортности и санитарных комнат дирекцией получены дополнительные доходы.