На сети сложилась тревожная ситуация с нарушениями безопасности движения из-за отказов технических средств, которые негативно сказываются на результатах эксплуатационной работы ОАО «РЖД». Ущербы от изломов боковых рам уже в текущем году составляют несколько десятков миллионов рублей, причём 90% – это затраты ОАО «РЖД» на восстановление инфраструктуры.
Исходя из этого, принят целый ряд новых решений, которые, с одной стороны, должны улучшить качество и надёжность элементов инфраструктуры, подвижного и тягового состава, а с другой – обеспечить проведение предупредительных мероприятий, в том числе усиление рекламационной работы.
В феврале прошлого года данный вопрос обсуждался на заседании правления ОАО «РЖД», посвящённом надёжности технических средств. Был утверждён специальный стандарт компании о рекламационной работе. Фактически была создана новая нормативная база, потребовавшая сформировать более предметный подход к рекламационной работе. Перед линейными предприятиями была поставлена задача составлять акты по каждому случаю отказа технических средств без исключений. В результате число актов рекламаций, предъявляемых заводам-изготовителям и предприятиям по ремонту подвижного состава, резко увеличилось. Так, в 2010 году по локомотивному комплексу было предъявлено 1274 рекламации, а за 5 месяцев 2011 года – уже 1787. В 2010 году количество актов рекламаций, предъявленных заводам – изготовителям грузовых вагонов и комплектующих к ним, составило 1896, за 4 месяца 2011 года – 2148. Компания рассчитывает, что усиление рекламационной работы переломит негативные тенденции в области безопасности движения и качества продукции. Если раньше, имея небольшое количество рекламаций, предприятия считали, что их техника служит практически безупречно, то сегодня они реальнее оценивают её состояние и принимают меры к повышению надёжности.
Следует отметить, что ситуация с рекламационной деятельностью внутри компании неоднозначна, необходимо введение экономической мотивации персонала. Сегодня деньги, которые РЖД получают от производителей по выставленным претензиям, поступают в нереализационные доходы компании и никак не влияют на эффективность работы персонала. Однако, если бы средства, возмещённые по рекламациям, влияли на размер премий, а убытки, не взысканные с производителей за качество поставленной продукции, сказывались бы на размере заработка сотрудников эксплуатационных служб, это мотивировало бы персонал активнее заниматься рекламационной работой. В данный момент такая практика отсутствует.
Не секрет, что не все изымаемые на сети комплектующие и компоненты инфраструктуры в пределах гарантийной ответственности изготовителей оформляются рекламациями. Чтобы переломить ситуацию, тоже нужен мотивационный механизм. Он должен стимулировать линейные предприятия не сдавать в металлолом продукцию с дефектами, а направлять её предприятиям-бракоделам вместе со штрафными санкциями за косвенные убытки, понесённые компанией. Бывает, что виновное предприятие присылает запчасти в депо для ремонта и на этом процесс прекращается. Но компания несёт потери из-за каждого случая отказа технических средств – от расходов на замену вышедших из строя запчастей, которые раньше вообще никем не возмещались, до убытков из-за простоя техники , отставленной от эксплуатации. Необходимо стремиться к полному возмещению изготовителем всех убытков, понесённых РЖД из-за браков со стороны изготовителей технических средств.
Есть и другая проблема. Сегодня рекламационная работа в большей степени базируется на обеспечении безопасности движения. И порой работник эксплуатационной службы, видя отказ технического средства, необоснованно списывает его на то или иное предприятие-изготовитель. Когда же начинается рекламационный процесс, то выясняется, что данное предприятие не виновно. Таких случаев достаточно много. Например, случай с отказами буксовых узлов из-за нагревов букс. Первоначально ответственность за проблему была возложена на изготовителей. Когда же компания начала разбираться в причинах произошедшего, то либо ответственность ряда предприятий давно закончилась, либо отказ конкретного буксового узла произошёл не по вине изготовителя. Поэтому необходимо создание системы отнесения отказов на виновное лицо, а не на кого придётся.
Конечная цель всей проводимой работы – снизить до минимума количество отказов технических средств и браков в работе предприятий. На сегодняшний момент только формируется база с полной информацией о том, насколько часто отказывает та или иная серия локомотива. Да, у всякой техники есть пределы надёжности, и отказы за рамками этого предела – неизбежное явление. Но зачастую бывает и так, что и эти нормы не соблюдаются. Поэтому внедрение различных информационных систем позволит в большей степени контролировать отказы технических средств и вводить их в нормативные рамки.
Сложнее ситуация с грузовыми вагонами. В рекламационном процессе в этой сфере участвуют как минимум три стороны – владелец инфраструктуры, собственник вагона и изготовитель, а зачастую ещё и оператор. В связи с этим действующее законодательство предусматривает многоступенчатое предъявление исков. Сложность процедуры зачастую мешает прямой ответственности виновного в отказе. Однако эта проблема постепенно решается. В настоящее время Ространснадзор готовит рекомендации, в которых будут чётко расписаны обязанности всех участников перевозочного процесса при отказах грузовых вагонов. Надеемся, что этот документ появится уже осенью этого года.
Нельзя не отметить, что сами изготовители и ремонтные предприятия адекватно реагируют на требования о повышении качества и надёжности техники. Уже намечены планы по реализации совместных инновационных программ, гармонизации стратегий технического развития, консолидации усилий производителей по внедрению современных инновационных технологий и требований стандарта IRIS. Главное же, постепенно удаётся переходить на клиентские принципы работы с машиностроителями, они начинают внимательнее прислушиваться к нам, своим потребителям. И я считаю, что это со временем в корне поменяет ситуацию в отечественном железнодорожном машиностроении, сделает его эффективным и конкурентоспособным.