Инвестиции в Шарью
Новые приёмо-отправочные пути позволят дополнительно пропускать 17 пар грузовых поездов повышенной массы и длины в сутки
На станции Шарья Северной железной дороги 2 ноября введены в эксплуатацию три новых приёмо-отправочных пути транзитного парка «Б». Объект построен по инвестпроекту ОАО «РЖД» «Строительство вторых путей, удлинение станционных путей, развитие железнодорожных узлов и пограничных станций на подходах к портам Северо-Запада».
До начала строительства одиннадцать приёмо-отправочных путей транзитных парков «А» и «Б» станции Шарья принимали до 65 пар грузовых поездов в сутки. При этом число путей для приёма длинносоставных поездов (более 100 условных вагонов) не удовлетворяло текущие потребности. Из-за того что длинные поезда не могли заезжать на станцию с ходу для смены локомотивных бригад, ежемесячно допускалось около 19 тыс. поездо-часов задержек. С вводом в эксплуатацию трёх новых путей в транзитном парке «Б» эта проблема решена.
Строительство велось с 2020 года по проекту института «Ярославжелдорпроект» – филиала АО «Росжелдорпроект». «Качество проектной документации было очень высоким. В процессе строительства в неё практически не вносились корректировки», – рассказал представитель заказчика, первый заместитель начальника Северной дирекции по капитальному строительству Илья Кулаков.
Генеральным подрядчиком стройки выступил строительно-монтажный трест № 5 АО «РЖДстрой». Для специализированных работ привлекались сторонние организации. Строительство контактной сети вела петербургская компания «Энергомонтаж», монтаж освещения – ярославское ООО «7Микрон».
Кроме приёмо-отправочных путей с контактной сетью и устройствами железнодорожной автоматики длиной около 1500 м и вместимостью до 108 условных вагонов были построены вытяжной и погрузочно-выгрузочный пути, локальные очистные сооружения, уложено девять стрелочных переводов, оборудована погрузочно-выгрузочная площадка. Под тремя старыми и вновь построенными путями парка «Б» уложена новая труба длиной 75 м для пропуска реки Шарьинка. Эта работа, проведённая в ноябре 2021 года, стала одним из самых сложных этапов строительства.
Водоток под тремя уже имевшимися приёмо-отправочными путями обеспечивала 33-метровая пропускная труба и железобетонные мосты 1964 и 1973 годов постройки, по которым проходили первый и второй главные пути станции. Трубу требовалось удлинить на 42 м, пропустить под главными путями и вывести под новые приёмо-отправочные пути. Для этого мосты на главных путях пришлось демонтировать, вместо них уложить новую трубу, сформировать на ней земляное полотно и восстановить рельсошпальную решётку.
«Волнения добавляло то, что мы не владели информацией о состоянии железобетонных конструкций мостов, – поделился управляющий СМТ № 5 Сергей Колодкин. – Если бы они были армированы сверх нормы, это увеличило бы время демонтажа и создало серьёзный риск передержки выделенного на работы 44-часового «окна». К счастью, сверхнормативного армирования не было. Работы мы завершили по графику».
Окончание работ по строительству транзитного парка «Б» станции Шарья запланировано на 2023 год. На завершающем этапе будут укреплены откосы земляного полотна, доустроены очистные сооружения, установлены шумозащитные экраны, благоустроена территория.
Реализация проекта позволит дополнительно пропускать через станцию 17 пар грузовых поездов повышенной массы и длины в сутки. Скорость поездов на участке Свеча – Буй, где расположена станция Шарья, повысится на 1,3 км/ч.
В церемонии отправки первого грузового поезда с нового пути приняли участие начальник Северной дороги Рашид Сайбаталов, директор Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области Евгений Кананин и глава городского округа Шарья Эдуард Неганов.
«Направление Кузбасс – Северо-Запад, на котором находится станция Шарья, – это одно из трёх основных направлений грузопотоков в стране, не только на экспорт, но и на внутренний рынок. Транзитный парк станции Шарья – актуальный инвестиционный проект. Построив дополнительные длинные пути, уже сегодня мы получаем совершенно новое качество эксплуатационной работы, увеличиваем участковую скорость, обеспечиваем приём поездов повышенной длины. А в перспективе развиваем пропускные способности не просто станции Шарья, а всего направления», – отметил Рашид Сайбаталов.
Кроме строительства транзитного парка на станции Шарья в инвестпрограмму ОАО «РЖД» по развитию подходов к портам Северо-Запада на Северной дороге входит строительство трёх приёмо-отправочных путей транзитного парка на станции Буй и третьего главного пути на станции Лоста. Окончание проектов запланировано на 2025 и 2026 годы.
Елена Солондаева